2.4. Реализация дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов посредством дистанционных образовательных технологий

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ основано на положениях статьи 16 Федерального закона, согласно которой организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196, дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (далее - Порядок).

В соответствии с Порядком организации, реализующие АДОП (далее Организация), доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации АДОП или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения Организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;

Организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;

Организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

Организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.

При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:

создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;

обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

Организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и Организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий именно для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет особое значение, так как, с одной стороны, повышает доступность дополнительного образования для данной категории обучающихся, с другой стороны, имеет определенную специфику и даже ограничения в использовании, связанные с особенностями таких обучающихся.

Организация занятий с применением дистанционных образовательных технологий может способствовать вовлечению в дополнительное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Часто именно маломобильные дети не могут посещать объединения, так как в Организациях отсутствуют необходимые для их передвижения условия или они не могут добраться до Организации.

Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, проживающих в сельской местности, вдали от центров дополнительного образования, дистанционные занятия также могут значительно расширить возможности организации содержательного досуга.

Применение дистанционных образовательных технологий позволяет выбирать программы любых организаций, в том числе и тех, которые расположены в другом муниципалитете или даже субъекте Российской Федерации. В этом случае детям с ОВЗ и детям-инвалидам не нужно ориентироваться на выбор учреждения с точки зрения его транспортной доступности.

Занимаясь дистанционно, ребенок может выбрать свой темп, режим работы. В целом применение дистанционных технологий способствует индивидуализации образования, разработке индивидуальных образовательных маршрутов.

Еще одним достоинством указанной технологии для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью является повышение компетенций в сфере владения информационными технологиями независимо от содержания изучаемой программы.

Вместе с тем использование дистанционных образовательных технологий с применением информационно-телекоммуникационных сетей может быть ограничено в связи с рекомендациями ПМПК. Также организация дополнительного образования в режиме "один на один" с педагогом не позволяет ребенку получить опыт взаимодействия с другими детьми, не создает условий для социализации, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, поэтому еще одним вариантом построения образовательного процесса является сочетание дистанционной и очной форм обучения.

При разработке дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий следует отталкиваться от конкретной группы детей, их особенностей и запросов. Тиражирование одной программы на различные группы детей с ОВЗ и детей-инвалидов не всегда возможно.

Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ может быть реализовано различными формами: очные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента (тексты, графика, мультимедиа) для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий); индивидуальные дистанционные занятия взаимодействия (в том числе онлайн занятия), групповые дистанционные занятия (включая проектную работу, вебинары); занятия с дистанционным включением ребенка-инвалида в деятельность занятия (с применением технологий телевещания и интернет-вещания); самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронную почту, номер SKYPE, Сферум или другой, на основе которого может осуществляться удаленное взаимодействие).

Образовательный процесс может осуществляться в режиме онлайн (вебинары, обсуждения и пр.) и режиме оффлайн (общение через электронную почту, форумы, блоги и пр.).

Особенностями обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях электронной информационно-образовательной среды являются:

Успех реализации дополнительных общеобразовательных программ образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов посредством дистанционных образовательных технологий напрямую зависит от качества взаимодействия всех его участников: родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников, администрации образовательной организации, органов, осуществляющих управление в сфере образования, всех заинтересованных лиц.