2.5. Организации информационной кампании как условие функционирования инклюзивной образовательной среды

Важным условием функционирования инклюзивной образовательной среды является организация информационной кампании в субъектах Российской Федерации, в средствах массовой информации, направленной на позиционирование достижений детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся по АДОП.

Одной из форм обеспечения доступа к информации детей с ОВЗ и детей-инвалидов может быть Единый национальный портал дополнительного образования детей (далее - Портал) (http://dop.edu.ru/), который содержит информацию о событиях и реализуемых программах. Всем заинтересованным лицам предоставлена возможность узнавать о новых программах и методиках коллег во всех регионах Российской Федерации и быть в курсе тенденций в сфере дополнительного образования детей.

Портал обеспечивает доступ к официальным сайтам всех зарегистрированных образовательных организаций, реализующих АДОП, содержит банк данных об адаптированных дополнительных общеобразовательных программах. Информация об образовательных событиях для детей с ОВЗ и детей-инвалидов постоянно обновляется. На портале размещаются информационные материалы о предстоящих конкурсах, фестивалях и иных событиях, представляющих собой пространство позиционирования достижений детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся по АДОП.

Кроме того, предусмотренная Целевой моделью организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей включает персонифицированный учет детей, охваченных дополнительным образованием, персонифицированное финансирование дополнительного образования и региональный навигатор, являющийся информационным ресурсом субъекта Российской Федерации, обеспечивающим свободный доступ к информации о реализуемых в субъекте Российской Федерации дополнительных общеобразовательных программах, организациях, реализующих данные программы, поиск дополнительных общеобразовательных программ и реализующих их организаций, а также возможности записаться на выбранную программу и при необходимости оплатить обучение по выбранной программе.

Регистрация детей в системе регионального навигатора предназначена, прежде всего, для организации автоматизированного процесса оценки количества детей, погруженных в систему дополнительного образования, анализа мнения потребителей услуг указанной сферы образования и планирования бюджета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Помимо точечных инструментов донесения информации о региональной системе дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов для обеспечения максимального охвата целевой аудитории информация распространяется на федеральных и региональных телеканалах.

Как показывает практика, это обеспечивает массовый интерес родительской аудитории, обучающихся и педагогов дополнительного образования к реализуемой региональной модели дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов и запускает активный поиск ими более детальной информации, которая уже должна быть готова к этому моменту в социальных сетях, на сайтах организаций, в виде буклетов и раздаточных материалов. Крайне важным для информационных материалов для телеканалов является их краткость и, вместе с тем, позитивный контекст с упором на положительные эффекты внедрения региональной системы дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов системы как для семей, так и для организаций - поставщиков услуг.

Одним из направлений информационной кампании по позиционированию достижений детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся по программам дополнительного образования, является информирование субъектов образовательных отношений об услугах, предоставляемых обновленной инфраструктурой региональной системы дополнительного образования, в том числе региональными модельными центрами, муниципальными опорными пунктами, технопарками "Кванториум", региональными центрами выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Материалы должны иметь общий характер и не индивидуализироваться под отдельные сегменты. Основными каналами информации могут выступить СМИ, социальные сети, родительские собрания. Информационную кампанию должны проводить не только региональные и муниципальные органы управления образованием, но и организации, реализующие АДОП для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В заключение отметим, что для создания современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих АДОП, необходимо учитывать специфику управления инклюзивными процессами и рекомендуется использовать:

командные формы работы педагогов дополнительного образования, специалистов системы инклюзивного образования, родителей;

проектные формы организации деятельности детско-взрослых сообществ;

процедуры диагностики и мониторинга эффективности инклюзивных процессов.