См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (с учетом изменений бюджетного законодательства в 2022 - 2023 гг.).

1.2 Цели формирования межбюджетных отношений и инструменты межбюджетного регулирования

Формирование межбюджетных отношений может быть направлено на достижение следующих целей:

- обеспечение местных бюджетов средствами для исполнения собственных полномочий;

- стимулирование достижения приоритетов, установленных субъектами Российской Федерации или иными муниципальными образованиями;

- обеспечение региональных и местных бюджетов средствами для исполнения переданных государственных или муниципальных полномочий;

- устранение бюджетного дисбаланса, возникшего в результате факторов, не зависящих от действий органов местного самоуправления (внешние экономические изменения, изменение разграничения расходных обязательств, изменение налогового законодательства и разграничения доходных источников);

- устранение краткосрочных разрывов между доходами и расходами местных бюджетов.

Для достижения целей межбюджетного регулирования необходимо использовать соответствующие инструменты (таблица 1).

Таблица 1 - Цели и инструменты межбюджетного регулирования

Цели

Инструменты

Обеспечение местных бюджетов средствами для исполнения собственных полномочий

-

установление единых нормативов отчислений от налоговых и отдельных неналоговых <1> доходов

-

установление дифференцированных нормативов отчислений от налога на прибыль организаций на 2023 - 2025 годы;

-

установление дифференцированных нормативов отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения

-

установление дифференцированных нормативов отчислений от акцизов на ГСМ

-

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, иные дотации

-

замена дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ

Стимулирование достижения приоритетов, установленных субъектами Российской Федерации или иными муниципальными образованиями:

-

достижение стратегических целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе увеличение финансирования за счет местных бюджетов направлений расходов, приоритетных с точки зрения субъекта Российской Федерации

-

субсидии

-

выравнивание доступа к определенным бюджетным услугам, предоставление которых относится к полномочиям публично-правового образования - получателя трансферта

-

субсидии, в том числе "горизонтальные" (между публично-правовыми образованиями одного уровня)

-

поощрение различных достижений муниципальных образований в соответствии с

-

иные межбюджетные трансферты (распределяемые на конкурсной основе);

приоритетами, установленными субъектом Российской Федерации

-

иные дотации (в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований)

Обеспечение местных бюджетов средствами для исполнения переданных государственных или муниципальных полномочий

-

субвенции (из региональных бюджетов)

-

иные межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными договорами (из местных бюджетов)

Устранение бюджетного дисбаланса, возникшего в результате факторов, не зависящих от действий органов местного самоуправления

дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов

Устранение краткосрочных разрывов между доходами и расходами местных бюджетов, другие цели (в т.ч. реализация инфраструктурных проектов)

бюджетные кредиты

--------------------------------

<1> Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает закрытый перечень неналоговых доходов, по которым могут быть установлены единые нормативы отчислений (см. раздел 2.1). Далее по тексту Методических рекомендаций под едиными нормативами отчислений от неналоговых доходов следует понимать единые нормативы отчислений по тем неналоговым доходам, возможность передачи единых нормативов по которым установлена Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Эти инструменты призваны обеспечить местные бюджеты доходами, необходимыми для выполнения собственных и делегированных полномочий. Перед субъектом Российской Федерации (муниципальным районом, городским округом с внутригородским делением) стоит задача выбора: в какой пропорции распределить финансовые ресурсы между различными каналами передачи средств в местные бюджеты.