См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (с учетом изменений бюджетного законодательства в 2022 - 2023 гг.).

2.1 Общие требования к установлению нормативов отчислений

Субъекты Российской Федерации (муниципальные районы, городские округа с внутригородским делением) обладают правом установления нормативов отчислений от налоговых и отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в региональный бюджет (бюджет муниципального района, бюджет городского округа с внутригородским делением), в бюджеты муниципальных образований (поселений, внутригородских районов).

Под нормативом отчисления понимается относительная величина, равная доле поступления, распределяемого в другой бюджет, при этом:

- единые нормативы отчислений имеют одинаковый размер для всех муниципальных образований одного вида;

- дополнительные и дифференцированные нормативы отчислений могут различаться по своим размерам между различными муниципальными образованиями, в том числе между муниципальными образованиями одного вида.

Единые нормативы отчислений устанавливаются от любых налоговых и ряда неналоговых доходов, подлежащих зачислению в региональный бюджет (бюджет муниципального района, бюджет городского округа с внутригородским делением).

В части налоговых доходов субъекты Российской Федерации могут устанавливать единые нормативы отчислений от любых федеральных налогов и сборов и региональных налогов, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации, муниципальные районы (городские округа с внутригородским делением) - от любых федеральных налогов и сборов, региональных налогов и местных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет муниципального района (городского округа с внутригородским делением).

Особый случай представляет собой установление единых нормативов отчислений от налогов в целях разграничения налоговых доходов между муниципальными районами и сельскими поселениями. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут передать налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет муниципального района, в бюджеты сельских поселений. Передача регламентируется законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований по единым для всех сельских поселений нормативам отчислений с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, то есть в пределах 8 процентов единого норматива отчислений от НДФЛ и 20 процентов единого норматива отчислений от единого сельскохозяйственного налога.

Объем переданных налоговых доходов должен определяться исходя из принципа сбалансированности бюджетной системы, то есть соответствовать разграничению расходных полномочий между местными бюджетами и решаемых органами местного самоуправления вопросов местного значения. Осуществлять передачу налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, сельским поселениям следует в случае, если за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации закреплены вопросы местного значения городских поселений, решаемые муниципальным районом на территории сельских поселений.

Единые нормативы отчислений могут устанавливаться по следующим неналоговым доходам, подлежащим зачислению в региональный бюджет (бюджет муниципального района, бюджет городского округа с внутригородским делением):

- субъектами Российской Федерации, муниципальными районами и городскими округами с внутригородским делением - денежные взыскания (штрафы), предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;

- субъектами Российской Федерации, муниципальными районами и городскими округами с внутригородским делением - плата за негативное воздействие на окружающую среду;

- субъектами Российской Федерации - плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

- муниципальными районами - плата от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских (сельских) поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;

- городскими округами с внутригородским делением - плата от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа с внутригородским делением, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков.

Дополнительные нормативы отчислений устанавливаются по НДФЛ, дифференцированные - по акцизам на ГСМ (для всех муниципальных образований, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (с 1 января 2021 г. - для муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением).

Особенности установления единых, дополнительных и дифференцированных нормативов отчислений указаны ниже (таблица 2).

Единые нормативы отчислений от налогов, установленные законом субъекта Российской Федерации, если проекты местных бюджетов составляются сроком на три года, не могут снижаться в течение трех лет, кроме случаев внесения изменений в федеральные и региональные законы, приводящих к перераспределению полномочий и доходов между региональным и муниципальным уровнями, а также между муниципальными районами и поселениями, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами.

В случае если проекты местных бюджетов составляются и утверждаются на один год, субъект Российской Федерации имеет право изменить единые нормативы отчислений от налогов начиная с очередного финансового года, тем не менее в этом случае рекомендуется также закреплять единые нормативы отчислений на срок не менее трех лет, то есть рекомендуется вносить в закон, устанавливающий единые нормативы отчислений, изменения, вступающие в действие на второй год планового периода.

Муниципальные районы и городские округа с внутригородским делением имеют право изменить единые нормативы отчислений начиная с очередного финансового года, однако им также рекомендуется закреплять единые нормативы отчислений на срок не менее трех лет, то есть рекомендуется вносить в решение, устанавливающее единые нормативы отчислений, изменения, вступающие в действие на второй год планового периода.

Единые нормативы отчислений должны быть одинаковы для всех муниципальных образований, относящихся к одному типу (городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район), и устанавливаться на неограниченный срок отдельным законом (решением) или законом (решением), регулирующим межбюджетные отношения.

Таблица 2 - Сравнение особенностей установления различных видов нормативов отчислений от налогов и неналоговых доходов в местные бюджеты

Характеристики нормативов отчислений

Единые нормативы отчислений от налоговых доходов

Единые нормативы отчислений от неналоговых доходов

Дополнительные нормативы отчислений

Дифференцированные нормативы отчислений

Доходный источник

Любые налоги, подлежащие зачислению в бюджет (кроме налога на прибыль организаций в 2023 - 2025 гг.)

Ограниченный перечень неналоговых доходов

НДФЛ

Акцизы на ГСМ

Налог на прибыль организаций в 2023 - 2025 гг.

НУСН

Кто устанавливает нормативы отчислений

Субъект Российской Федерации, муниципальный район, городской округ с внутригородским делением

Субъект Российской Федерации, муниципальный район, городской округ с внутригородским делением

Субъект Российской Федерации (в случае наделения соответствующими полномочиями - муниципальный район, городской округ с внутригородским делением)

Субъект Российской Федерации

Субъект Российской Федерации

Субъект Российской Федерации

Размер норматива

Одинаковый норматив для муниципальных образований одного типа

Одинаковый норматив для муниципальных образований одного типа

Индивидуальные нормативы

Индивидуальные нормативы

Индивидуальные нормативы

Индивидуальные нормативы

Определение значения норматива

Независимо от объема трансфертов, в зависимости от вертикальной сбалансированности консолидированного бюджета

Независимо от объема трансфертов, в зависимости от вертикальной сбалансированности консолидированного бюджета

В зависимости от расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

Исходя из протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности. В сумме не менее 10 процентов доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от соответствующих налогов

Могут учитываться показатели статистической и налоговой отчетности, а также иные показатели, характеризующие поступление налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления такого налога в бюджеты субъектов Российской Федерации

С учетом показателей статистической и налоговой отчетности, а также иных показателей, характеризующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства

Каким нормативным правовым актом устанавливается методика расчета

Методика не требуется

Методика не требуется

Закон, регулирующий межбюджетные отношения <2>

Рекомендуется установить законом, регулирующим межбюджетные отношения, отдельным законом или нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Рекомендуется установить законом, регулирующим межбюджетные отношения, отдельным законом или нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Закон, регулирующий межбюджетные отношения

Каким нормативным правовым актом устанавливается норматив

Отдельный закон (решение), регулирующий закрепление нормативов, или закон (решение), регулирующий межбюджетные отношения <2>

Отдельный закон (решение), регулирующий закрепление нормативов, или закон (решение), регулирующий межбюджетные отношения

Закон о бюджете

Закон о бюджете

Закон о бюджете

Закон о бюджете

На какой срок закрепляются

Неограниченный срок - для муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением, на срок не менее 3 лет - для субъектов Российской Федерации

Неограниченный срок

Не менее 3 лет

Не менее 3 лет

Формальные требования отсутствуют.

Не менее 3 лет

--------------------------------

<2> В зависимости от нормативной базы конкретного субъекта Российской Федерации под законом, регулирующим межбюджетные отношения, могут подразумеваться бюджетный кодекс субъекта Российской Федерации, закон о межбюджетных отношениях в субъекте Российской Федерации, закон о бюджетном процессе в субъекте Российской Федерации, закон о межбюджетных трансфертах или группа законов, регулирующих отдельные аспекты межбюджетных отношений.

<3> Любой закон субъекта Российской Федерации (правовой акт представительного органа местного самоуправления) за исключением закона (решения) о бюджете или иного закона (решения) с ограниченным сроком действия.