См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (с учетом изменений бюджетного законодательства в 2022 - 2023 гг.).

Зачисление в местные бюджеты не менее 15 процентов доходов от НДФЛ

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ исходя из распределения в местные бюджеты не менее 15 процентов доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

При этом выбор способа передачи средств (единые и/или дополнительные нормативы отчислений) остается за субъектом Российской Федерации, основное требование - соблюдение зачисления в местные бюджеты не менее 15 процентов поступлений по НДФЛ в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Замена дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ способствует выравниванию возможностей по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, но не всегда позволяет выполнить требование закрепления за местными бюджетами не менее 15 процентов доходов от НДФЛ, так как наибольший объем поступлений может собираться с территорий муниципалитетов, не получающих дотации. Поэтому часто, чтобы выполнить требование Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъекту Российской Федерации необходимо комбинировать закрепление единых и дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ.

Следует отметить, что требование закрепления за местными бюджетами не менее 15 процентов доходов от НДФЛ касается, в том числе, и результатов исполнения регионального и местных бюджетов по итогам финансового года. Так, несмотря на то, что в соответствии с плановыми расчетами общий переданный норматив составляет не менее 15 процентов, по итогам исполнения бюджетов он может оказаться ниже 15 процентов. Это будет считаться нарушением указанного требования Бюджетного кодекса, а произойти оно может при установлении следующих нормативов отчислений от НДФЛ в местные бюджеты:

- дополнительных нормативов;

- единых нормативов для муниципальных образований одного типа, но отличающихся от нормативов для муниципальных образований другого типа;

- различных нормативов отчислений от различных составляющих налоговой базы НДФЛ (НДФЛ, уплачиваемый иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента; НДФЛ в части суммы налога, превышающей 650 тыс. рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей; НДФЛ за исключением указанных составляющих).

В случае неравномерных отклонений фактического поступления НДФЛ с территории муниципальных образований, а также по компонентам налоговой базы НДФЛ, фактический общий норматив отчислений от НДФЛ в местные бюджеты по итогам финансового года будет отличаться от планового в ту или иную сторону. Снижению риска невыполнения рассматриваемого требования о передаче муниципальным образованиям не менее 15 процентов доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от НДФЛ будут способствовать следующие действия:

- передача преимущественно единых нормативов отчислений от НДФЛ местным бюджетам;

- снижение различий между едиными нормативами, установленными для консолидированных бюджетов муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением, а также бюджетам муниципальных и городских округов;

- снижение различий, между едиными нормативами от различных составляющих налоговой базы НДФЛ;

- передача на местный уровень (в соответствии с плановыми расчетами) строго более 15 процентов доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от НДФЛ.