См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (с учетом изменений бюджетного законодательства в 2022 - 2023 гг.).

Дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации субъект Российской Федерации может устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ, подлежащего зачислению в региональный бюджет.

Дополнительные нормативы устанавливаются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации, а именно:

- при составлении и (или) утверждении регионального бюджета;

- по согласованию с представительными органами муниципальных образований;

- взамен дотаций (части дотаций) на выравнивание бюджетной обеспеченности в эквивалентной сумме.

Дополнительные нормативы являются заменой дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, поэтому устанавливаются только для муниципальных образований, получающих дотацию, если соответствующий механизм предусмотрен законодательством субъекта Российской Федерации о межбюджетных отношениях и муниципальное образование, являющееся получателем дотации, согласно с заменой дотации дополнительными нормативами отчислений. Замена дотаций дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации, поэтому, если субъект Российской Федерации не планирует заменять дотацию дополнительными нормативами отчислений, он не обязан утверждать порядок расчета и установления заменяющих указанные дотации дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ в местные бюджеты.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ устанавливаются на срок не менее трех лет. Изменение указанных дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты в течение текущего финансового года не допускается.

В то же время субъект Российской Федерации имеет возможность вновь установить дополнительные нормативы отчислений сроком на 3 года начиная с очередного финансового года. Поскольку бюджет субъекта Российской Федерации утверждается на очередной год и плановый период, а дополнительные нормативы заменяют дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, распределение которых также утверждается на очередной год и плановый период (за исключением нераспределенного объема дотаций в размере 20 процентов от общего утвержденного объема), дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ на очередной финансовый год и первый год планового периода рекомендуется утверждать в размере не ниже утвержденных на предыдущем этапе бюджетного планирования на первый и второй год планового периода. Это необходимо для того, чтобы не допустить снижение размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования бюджету каждого муниципального образования на очередной финансовый год и первый год планового периода по сравнению с размером дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования, утвержденным соответственно на первый год планового периода и второй год планового периода в бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, с учетом замены дотации (части дотации) дополнительными нормативами отчислений в бюджеты от НДФЛ, за исключением одного из следующих случаев:

- внесение федеральными законами изменений, приводящих к перераспределению полномочий и (или) доходов бюджетов между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;

- внесение законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований изменений, приводящих к перераспределению вопросов местного значения и (или) доходов бюджетов между бюджетами соответствующих муниципальных образований;

- внесение законами субъектов Российской Федерации изменений, приводящих к перераспределению полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Таким образом, в следующем финансовом году размер вышеуказанного дополнительного норматива возможно изменить при условии неснижения расчетного объема дотации (части расчетного объема дотации) на выравнивание бюджетной обеспеченности, предоставляемой муниципальному образованию с учетом утвержденного дополнительного норматива.

Средства, полученные муниципальным образованием по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ сверх расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), не подлежат изъятию в региональный бюджет и (или) учету при последующем распределении финансовой помощи местным бюджетам.

Потери бюджета муниципального образования в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ ниже расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации) не подлежат компенсации из регионального бюджета и (или) учету при последующем распределении межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации указанный дополнительный норматив рассчитывается как отношение расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования (или части расчетного объема дотации) к прогнозируемому в соответствии с единой методикой объему НДФЛ, подлежащего зачислению в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации по территории соответствующего муниципального образования.

При этом дополнительный норматив целесообразно рассчитывать на основе прогноза контингента поступлений по НДФЛ в бюджеты муниципальных образований, полученного по той же методике, что и прогноз доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по НДФЛ, положенный в основу формирования проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Расчетное значение указанного дополнительного норматива (Нормj) определяется по следующей формуле (1):

Нормj = ОДj / ПНДФЛj, (1)

где

ОДj - общий размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований j-му муниципальному образованию на очередной финансовый год (первый или второй годы планового периода);

ПНДФЛj - прогноз поступлений НДФЛ с территории j-го муниципального образования в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (первый или второй годы планового периода).

В результате те муниципальные образования, для которых объем поступлений по НДФЛ по максимально возможному дополнительному нормативу превышает планируемый объем дотаций, не будут получать средства на выравнивание бюджетной обеспеченности. Для муниципальных образований, у которых расчетное значение дополнительного норматива превышает максимально возможное, устанавливается максимально возможное значение дополнительного норматива НДФЛ и сохраняется часть планируемого объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Иными словами, если полученный дополнительный норматив превышает максимальное значение дополнительного норматива, который может быть закреплен за бюджетом муниципального образования, следует закрепить максимально возможный дополнительный норматив, а недостающие средства передать в бюджет муниципального образования в форме дотации.

Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований конкретному муниципальному образованию (Дj) в этом случае определяется по следующей формуле (2):

Дj = ОДj - Нормj x ПНДФЛj, (2)

где

ОДj - общий размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований j-му муниципальному образованию;

ПНДФЛj - прогноз поступлений НДФЛ с территории j-го муниципального образования в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации;

Нормj - дополнительный норматив отчислений от НДФЛ в бюджет j-го муниципального образования.

Процедура согласования замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ должна быть формализована. Рекомендуется включить в закон, регулирующий межбюджетные отношения, или нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяющий порядок согласования дополнительных нормативов, типовую форму согласования, которая будет утверждаться представительными органами муниципальных образований после ознакомления с результатами расчетов размера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, прогнозом объема налоговых поступлений по НДФЛ и предполагаемым размером дополнительных нормативов отчислений. Пример формы приведен ниже (таблица 3).

Таблица 3 - Состав информации, представляемой муниципальному образованию для согласования дополнительных нормативов отчислений

Год

Расчетный размер дотации в бюджет муниципального образования

Прогноз контингента поступлений по НДФЛ с территории муниципального образования

Дополнительный норматив отчислений от НДФЛ, зачисляемый в бюджет муниципального образования

Разность между суммой указанной дотации, рассчитанной для бюджета муниципального образования, и объемом НДФЛ по дополнительному нормативу