См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (с учетом изменений бюджетного законодательства в 2022 - 2023 гг.).

Критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением)

Данный критерий применяется как для определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением), так и для определения перечня получателей соответствующих дотаций в части их распределения исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением).

Данный критерий (КВ) является единым для муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских округов с внутригородским делением и может рассчитываться по следующим формулам:

а) Путем индексации достигнутого ранее уровня с корректировкой на изменение расходных обязательств и доходов (32):

00000035.wmz

где

КВ0 - критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением), установленный законом о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год (очередной финансовый год или первый год планового периода);

К0 - коэффициент, равный отношению критерия выравнивания к среднему уровню расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) в текущем финансовом году;

БОср - средний уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением);

И - индекс роста показателя в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода) по отношению к текущему финансовому году (очередному финансовому году или первому году планового периода). В качестве такого индекса можно применять индекс потребительских цен, индекс роста доходов бюджета субъекта Российской Федерации, индекс роста доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, индекс роста номинального объема ВРП, а также иные индексы, учитывающие, в том числе, финансовые возможности субъекта Российской Федерации <13>;

--------------------------------

<13> Как вариант, индекс может быть равен 1.

ННД0 - прогноз (оценка) налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением в текущем финансовом году (очередном финансовом году или первом году планового периода) без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ;

ННД - прогноз (оценка) налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода) без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ;

ИРО - изменение объема расходных обязательств муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, вызванное изменением разграничения полномочий в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода) по сравнению с текущим финансовым годом (очередным финансовым годом или первым годом планового периода).

Представленная выше формула позволяет обеспечить сбалансированность бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) в случае изменения разграничения расходных обязательств и (или) доходных источников. При стабильной системе разграничения полномочий значение соответствующего критерия выравнивания можно зафиксировать на достигнутом ранее уровне.

В приведенной выше формуле могут быть использованы показатели и суммы без учета муниципальных образований, бюджетная обеспеченность которых будет заведомо выше критерия и которые, следовательно, не смогут претендовать на получение соответствующих дотаций в части, распределяемой исходя из уровня бюджетной обеспеченности.

Недостатком данного варианта является невозможность его практического применения при первичном определении критерия выравнивания.

б) Исходя из параметров сбалансированности регионального и местных бюджетов, при которых должно выполняться одно из следующих равенств (33):

00000036.wmz

где

ДВБО - общий объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом и втором годах планового периода), определяемый исходя из прямой оценки потребности бюджетов соответствующих муниципальных образований в финансовой помощи;

ННД - налоговые и неналоговые (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходы бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода);

Н - численность постоянного населения всех муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением);

РОj - расчетный объем расходных обязательств j-го муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением);

РО - расчетный объем расходных обязательств всех муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением);

БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением);

ИБРj - индекс бюджетных расходов j-го муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением);

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением);

SUM - знак суммирования. Суммируются только слагаемые, имеющие положительное значение.

В случае применения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, удовлетворяющего приведенному выше соотношению, все муниципальные районы (муниципальные округа, городские округа, городские округа с внутригородским делением), имеющие право на получение указанной дотации, после распределения дотации будут иметь одинаковый уровень расчетной бюджетной обеспеченности, равный соответствующему критерию выравнивания.

Значение критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) (КВ) в этом случае может быть рассчитано по одной из следующих формул (34):

00000037.wmz

где

k - порядковый номер муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением) по росту бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением), для которого выполняется следующее условие: общий объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) на соответствующий финансовый год достаточен для подтягивания уровня бюджетной обеспеченности всех соответствующих муниципальных образований до уровня бюджетной обеспеченности k-го муниципального образования (БОk), но недостаточен для подтягивания уровня бюджетной обеспеченности всех муниципальных образований до уровня бюджетной обеспеченности следующего за ним по росту бюджетной обеспеченности (k+1-го) соответствующего муниципального образования;

БОk, БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности k-го, j-го муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением);

ДВБО - общий объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом и втором годах планового периода);

ННД - налоговые и неналоговые (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходы бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода);

Н - численность постоянного населения всех муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением);

ИБРj - индекс бюджетных расходов j-го муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением);

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением);

РОj - расчетный объем расходных обязательств j-го муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением);

РО - расчетный объем расходных всех муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением);

SUM - знак суммирования. Суммирование производится по всем муниципальным районам (муниципальным округам, городским округам, городским округам с внутригородским делением), уровень бюджетной обеспеченности которых до распределения дотаций был не выше уровня бюджетной обеспеченности k-го соответствующего муниципального образования.

Для индекса k выполняется одно из следующих неравенств (35):

00000038.wmz

где

k - порядковый номер муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением) по росту бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением), для которого выполняется следующее условие: общий объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) на соответствующий финансовый год достаточен для подтягивания уровня бюджетной обеспеченности всех соответствующих муниципальных образований до уровня бюджетной обеспеченности k-го муниципального образования (БОk), но недостаточен для подтягивания уровня бюджетной обеспеченности всех муниципальных образований до уровня бюджетной обеспеченности следующего за ним по росту бюджетной обеспеченности (k+1-го) соответствующего муниципального образования;

БОk, БОk+1, БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности k-го, k+1-го, j-го муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением);

ДВБО - общий объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом и втором годах планового периода);

ННД - налоговые и неналоговые (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходы бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода);

Н - численность постоянного населения всех муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением);

ИБРj - индекс бюджетных расходов j-го муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением);

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением);

РОj - расчетный объем расходных обязательств j-го муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением);

РО - расчетный объем расходных всех муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением);

SUM - знак суммирования. Суммируются только слагаемые, имеющие положительное значение.

в) Исходя из среднего уровня бюджетной обеспеченности по некоторой группе муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) (36):

КВ = (1 / n) x SUMj=1,n (БОj), (36)

где

БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением);

n - количество муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением), входящих в выбранную группу.

г) Исходя из среднего уровня бюджетной обеспеченности всех муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) после выравнивания (37):

КВ = (ННД + ДВБО) / ННД, (37)

где

ДВБО - общий объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом и втором годах планового периода);

ННД - налоговые и неналоговые (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходы бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода).

При отсутствии законодательных изменений состава полномочий или доходов бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) в представленных выше вариантах расчета критериев выравнивания должно также выполняться условие: КВ 00000039.wmz КВ0.