См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

4.4. БЮДЖЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Динамика основных параметров бюджетной системы в 2023 - 2025 гг. характеризуется увеличением доходов в номинальном выражении с 53,2 трлн рублей в 2023 г. до 59,5 трлн рублей в 2025 г. Вместе с тем на фоне роста ВВП и снижения нефтегазовых доходов федерального бюджета по отношению к ВВП наблюдается сокращение доходов с 35,5% ВВП в 2023 г. до 34,9% ВВП в 2025 г.

Объем расходов по отношению к ВВП соответствует динамике ненефтегазовых доходов - 37,5% ВВП в 2023 г., 36,8% в 2024 г. и 35,4% в 2025 г. В 2023 - 2025 гг. ожидается дефицит в размере 2,0% ВВП в 2023 г., 1,4% ВВП в 2024 г. и 0,5% ВВП в 2025 г.

Таблица 4.4.1. Основные параметры бюджетов бюджетной системы в 2019 - 2025 гг. <*>

--------------------------------

<*> Без учета накопительной составляющей пенсионной системы.

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021

2022 <**>

2023

2024

2025

Доходы, всего

39 431

38 243

48 127

52 895

53 247

56 535

59 470

%% ВВП

35,8

35,8

36,7

36,2

35,5

35,4

34,9

Федеральный бюджет

20 189

18 719

25 286

27 693

26 130

27 240

27 979

без учета МБТ

20 140

18 681

25 238

27 671

26 127

27 236

27 979

Консолидированные бюджеты субъектов

13 572

14 901

17 543

19 174

19 283

20 344

21 237

без учета МБТ

11 119

11 203

13 915

15 524

16 076

17 370

18 681

Государственные внебюджетные фонды

11 615

13 555

13 810

14 227

16 765

17 779

18 928

без учета МБТ

8 172

8 360

8 974

9 700

11 044

11 928

12 811

ПФР/ФСС <***>

9 491

11 162

11 179

11 362

13 630

14 413

15 336

без учета МБТ

6 127

6 215

6 638

7 162

8 338

9 010

9 682

ФОМС

2 124

2 393

2 631

2 864

3 135

3 366

3 592

без учета МБТ

2 045

2 145

2 337

2 538

2 706

2 918

3 128

Расходы, всего

37 327

42 559

47 107

54 219

56 199

58 708

60 390

%% ВВП

33,9

39,8

36,0

37,1

37,5

36,8

35,4

Федеральный бюджет

18 215

22 822

24 762

29 006

29 056

29 432

29 244

без учета МБТ

12 337

13 944

16 314

20 847

20 346

20 880

20 864

Консолидированные бюджеты субъектов

13 568

15 578

16 882

19 072

19 361

20 415

21 285

без учета МБТ

13 521

15 537

16 831

19 046

19 154

20 155

21 005

Государственные внебюджетные фонды

11 489

13 091

13 975

14 340

16 714

17 689

18 536

без учета МБТ

11 469

13 078

13 962

14 326

16 699

17 673

18 521

ПФР/ФСС <***>

9 302

10 731

11 406

11 469

13 495

14 255

14 924

ФОМС

2 187

2 360

2 570

2 871

3 219

3 434

3 612

без учета МБТ

2 167

2 347

2 556

2 857

3 204

3 418

3 597

Дефицит, всего

2 105

-4 315

1 020

-1 324

-2 952

-2 174

-920

%% ВВП

1,9

-4,0

0,8

-0,9

-2,0

-1,4

-0,5

--------------------------------

<**> Оценка.

<***> До 2023 г. аналитическое объединение параметров ПФР и ФСС.

В структуре расходов бюджетов бюджетной системы по разделам классификации расходов в 2023 - 2025 гг. основную долю продолжат занимать расходы на социальную политику (порядка 12% ВВП в среднем за 2023 - 2025 гг.). Расходы на человеческий капитал (образование, здравоохранение) в течение планового периода ожидаются на уровне 7,7% ВВП.

Таблица 4.4.2. Структура расходов бюджетов бюджетной системы в 2019 - 2025 гг. <*>

--------------------------------

<*> Без учета накопительной составляющей пенсионной системы.

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021

2022 <**>

2023

2024

2025

% ВВП

% ВВП

% ВВП

% ВВП

% ВВП

% ВВП

% ВВП

Всего

37 327

33,9

42 559

39,8

47 107

36,0

52 827

36,2

56 199

37,5

58 708

36,8

60 390

35,4

из них:

Общегосударственные вопросы

2 320

2,1

2 571

2,4

2 856

2,2

3 837

2,6

3 259

2,2

3 356

2,1

3 290

1,9

Национальная оборона

2 999

2,7

3 171

3,0

3 575

2,7

4 680

3,2

4 983

3,3

4 651

2,9

4 210

2,5

Нацбезопасность и правоохрана

2 234

2,0

2 392

2,2

2 504

1,9

2 971

2,0

4 609

3,1

4 541

2,8

4 570

2,7

Национальная экономика

5 172

4,7

6 059

5,7

7 248

5,5

8 108

5,6

7 445

5,0

7 762

4,9

8 079

4,7

ЖКХ

1 575

1,4

1 605

1,5

2 177

1,7

2 318

1,6

2 337

1,6

2 388

1,5

2 318

1,4

Охрана окружающей среды

250

0,2

304

0,3

438

0,3

406

0,3

392

0,3

375

0,2

322

0,2

Образование

4 050

3,7

4 324

4,0

4 692

3,6

5 239

3,6

5 528

3,7

5 941

3,7

6 079

3,6

Культура, кинематография

588

0,5

610

0,6

653

0,5

829

0,6

862

0,6

927

0,6

946

0,6

Здравоохранение

3 805

3,5

4 964

4,6

5 206

4,0

5 925

4,1

6 171

4,1

6 502

4,1

6 793

4,0

Социальная политика

12 966

11,8

15 099

14,1

15 964

12,2

16 333

11,2

18 331

12,2

19 121

12,0

19 633

11,5

Физкультура и спорт

375

0,3

401

0,4

437

0,3

487

0,3

479

0,3

509

0,3

531

0,3

СМИ

156

0,1

174

0,2

171

0,1

186

0,1

175

0,1

166

0,1

167

0,1

Обслуживание госдолга

835

0,8

884

0,8

1 185

0,9

1 508

1,0

1 626

1,1

1 734

1,1

1 989

1,2

Условно утвержденные расходы

-

-

-

-

0

0,0

736

0,5

1 462

0,9

--------------------------------

<**> С учетом сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1 сентября 2022 г.

Сформированный на основе изложенных выше основных направлений бюджетной политики проект федерального бюджета на 2023 - 2025 годы должен стать одним из ключевых инструментов экономической политики, обеспечивающих финансовую и ценовую стабильность, повышение потенциала развития экономики и достижение национальных целей развития.

Бюджетные параметры предусматривают сохранение контрциклической направленности бюджетной политики в масштабах, соразмерных траектории постепенной адаптации с учетом рисков и угроз для устойчивости государственных финансов (2023 - 2024 гг.) с завершением нормализации бюджетной политики и выходом на параметры, соответствующие новым параметрам "бюджетных правил" к 2025 г.

Формирование основных параметров федерального бюджета на основе обозначенных подходов, с одной стороны, позволит обеспечить поддержку экономики в период перестройки хозяйственных связей, а с другой стороны, будет содействовать сохранению доверия к целостности конструкции проводимой макроэкономической политики, устойчивому развитию и структурным изменениям в экономике на среднесрочном горизонте.

Структура расходов федерального бюджета предполагает выделение в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию задач, поставленных Президентом Российской Федерации Федеральному Собранию, национальных проектов, а также инициатив социально-экономического развития Российской Федерации. Особенный приоритет акцентирован на мерах по снижению бедности и поддержке семей с детьми.

На достижение национальных целей развития ориентированы как национальные проекты, так и мероприятия государственных программ, реализация которых способствует достижению национальных целей в рамках Единого плана по достижению национальных целей развития (на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года).

Развитие института госпрограмм, совершенствование проектных принципов управления, расширение охвата обзоров бюджетных расходов, совершенствование системы государственных закупок, а также развитие системы учета, контроля и оценки налоговых расходов будут ключевыми мерами операционной эффективности для повышения вклада мер государственной поддержки в достижение национальных целей развития.