См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Приложение 1

АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ НАЛОГОВЫХ УСЛОВИЙ

Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы <1>, определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних 6 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне от 29% до 32% ВВП).

--------------------------------

<1> Налоговые доходы бюджетной системы рассчитываются как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей.

Таблица 1. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации в 2015 - 2021 гг.

% к ВВП

Показатель

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Доходы всего

32,40

32,92

33,80

35,93

36,04

35,58

36,73

Налоговые доходы и платежи

28,97

28,64

30,35

32,72

32,42

30,52

32,29

в том числе

налог на прибыль организаций

3,13

3,24

3,58

3,95

4,14

3,74

4,64

налог на доходы физических лиц

3,38

3,53

3,54

3,52

3,61

3,96

3,73

налог на добавленную стоимость

5,10

5,34

5,59

5,79

6,47

6,71

7,03

акцизы

1,29

1,58

1,74

1,53

1,25

1,80

0,62

таможенные пошлины

4,05

3,08

2,80

3,57

2,76

1,75

2,62

налог на добычу полезных ископаемых

3,88

3,42

4,50

5,90

5,57

3,68

5,60

страховые взносы

6,42

6,67

6,71

6,56

6,79

7,02

6,29

прочие налоги и сборы <*>

1,73

1,78

1,88

1,90

1,82

1,85

1,77

--------------------------------

<*> Налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины.

Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство.

В 2021 году налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации составила 32,29%, что соответствует доковидным уровням в 2018 и 2019 годах (32,72% и 32,42%).

Основное увеличение по сравнению с 2020 годом произошло по налогам на углеводородные ископаемые - налогу на добычу полезных ископаемых с 3,68% до 5,60% к ВВП, рост соответственно составил 1,9 п.п. Данные изменения обусловлены стабилизацией и ростом цен на углеводороды на сырьевых рынках после их восстановления от последствий пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году.

Кроме того, по мере восстановления деловой активности налоговые доходы увеличились в части налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин, по которым суммарное увеличение составило около 2 п.п.

Существенно снизилась налоговая нагрузка на заработную плату: по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам суммарное снижение составило почти 1 п.п., что также связано с последствиями пандемии коронавирусной инфекции и оказываемыми мерами поддержки населению.

Значительное снижение налоговой нагрузки произошло в части акцизов - на 1,2 п.п. по сравнению с 2020 годом вследствие возмещения акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.

Уровень налоговой нагрузки по остальным налогам в 2021 году существенно не менялся.

Распределение уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации представлено в Таблице 2.

Таблица 2. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2015 - 2021 гг.

% к ВВП

Показатель

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Налоговые доходы и платежи

28,97

28,64

30,35

32,72

32,42

30,52

32,29

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

7,42

6,19

7,10

9,20

8,17

5,26

7,74

из них:

НДПИ на нефть

3,25

2,74

3,65

5,04

4,72

2,98

4,81

НДПИ на газ

0,51

0,57

0,73

0,75

0,73

0,58

0,62

Акцизы на нефтепродукты

0,36

0,53

0,60

0,52

0,65

0,65

0,61

Вывозные таможенные пошлины на нефть

1,72

1,20

1,06

1,49

1,02

0,41

0,54

Вывозные таможенные пошлины на газ

0,67

0,63

0,63

0,78

0,63

0,41

0,86

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

0,90

0,52

0,43

0,62

0,42

0,24

0,30

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

21,55

22,45

23,25

23,52

24,25

25,26

24,55

Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство

Доля ненефтегазовых доходов в 2021 году по сравнению с 2020 годом снизилась на 0,7 п.п. и составила 24,55% к ВВП.

Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджетную систему, за последние 7 лет не превышал 1% к ВВП. В 2021 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,91% к ВВП. Таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 33,20% к ВВП (таблица 3).

Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2015 - 2021 гг.

% к ВВП

Показатель

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Доходы всего

32,40

32,92

33,80

35,93

36,04

35,58

36,73

в том числе:

Фискальная нагрузка

29,92

29,38

31,14

33,46

33,25

31,45

33,20

Налоговые доходы и платежи

28,97

28,64

30,35

32,72

32,42

30,52

32,29

Нефтегазовые доходы

7,42

6,19

7,10

9,20

8,17

5,26

7,74

Ненефтегазовые доходы

21,55

22,45

23,25

23,52

24,25

25,26

24,55

Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей

0,96

0,74

0,79

0,74

0,83

0,93

0,91

Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство

Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом стоит отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.

Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР в 2015 - 2020 гг.

% ВВП

Страна

2015

2016

2017

2018

2019

2020

(оценка)

Австралия

27,92

27,60

28,50

28,53

27,67

н.д.

Австрия

43,10

41,91

41,76

42,25

42,56

42,13

Бельгия

44,81

43,88

43,80

43,87

42,70

43,07

Великобритания

32,16

32,73

32,83

32,89

32,72

32,77

Венгрия

38,71

39,15

38,28

36,82

36,46

35,68

Германия

36,99

37,42

37,79

38,43

38,62

38,33

Голландия

37,01

38,40

38,70

38,80

39,26

39,68

Греция

36,58

38,70

38,62

40,00

39,48

38,78

Дания

46,13

45,69

45,85

44,18

46,60

46,54

Израиль

31,31

31,11

32,54

30,80

30,21

29,73

Ирландия

23,11

23,36

22,76

22,35

21,90

20,20

Исландия

36,33

50,81

37,56

36,45

34,84

36,09

Испания

33,59

33,29

33,87

34,66

34,68

36,62

Италия

43,11

42,31

41,91

41,73

42,42

42,91

Канада

32,68

33,17

33,11

33,51

33,81

34,39

Колумбия

н.д.

н.д.

18,98

19,27

19,70

18,72

Коста-Рика

н.д.

н.д.

н.д.

23,19

23,58

22,89

Латвия

29,22

31,20

31,39

31,14

31,24

31,91

Литва

28,88

29,69

29,47

30,23

30,28

31,25

Люксембург

37,09

37,94

37,61

39,47

38,95

38,27

Мексика

15,93

16,62

16,10

16,15

16,35

17,93

Новая Зеландия

31,57

31,68

31,61

32,17

31,46

32,18

Норвегия

38,43

38,71

38,78

39,37

39,91

38,61

Польша

32,37

33,54

34,12

35,14

35,11

35,98

Португалия

34,45

34,12

34,12

34,66

34,50

34,75

Словакия

32,18

32,34

34,22

34,20

34,57

34,75

Словения

36,35

36,51

37,13

37,27

37,17

36,85

США

26,24

25,87

26,74

24,89

24,97

25,54

Турция

25,09

25,30

24,68

23,98

23,10

23,86

Финляндия

43,93

44,03

42,93

42,39

42,25

41,91

Франция

45,28

45,37

46,07

45,88

44,89

45,43

Чехия

33,35

34,24

34,44

34,98

34,78

34,38

Чили

20,38

20,14

20,16

21,13

20,89

19,32

Швейцария

27,60

27,71

28,42

26,81

27,36

27,59

Швеция

43,08

44,21

44,31

43,77

42,83

42,60

Эстония

33,31

33,54

32,52

33,05

33,53

34,51

Южная Корея

25,16

26,24

25,36

26,69

27,30

27,98

Япония

30,63

30,73

31,38

31,55

н.д.

н.д.

Средняя по ОЭСР

33,72

34,42

33,74

33,49

33,42

33,51

Россия

28,97

28,64

30,35

32,72

32,42

30,52

Россия (без учета нефтегазовых доходов)

21,55

22,45

23,25

23,52

24,25

25,26

Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965 - 2020

Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах Евразийского экономического союза в 2015 - 2021 гг.

% налоговых доходов к ВВП

Показатель

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Россия

31,89

32,92

33,36

35,54

35,82

34,69

37,04

Средняя по ЕАЭС (кроме России)

28,12

27,65

28,26

28,96

28,99

27,63

28,04

Армения

21,49

21,42

21,24

22,30

23,83

24,20

24,11

Беларусь

38,81

39,02

38,71

39,65

38,42

35,15

35,38

Казахстан

16,61

17,01

19,82

21,43

19,68

18,18

18,70

Киргизия

35,57

33,13

33,29

32,47

34,05

33,01

33,96

Источники данных: Международный валютный фонд (https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2022/April)

Разница в значениях уровня налоговой нагрузки в России по данным Международного валютного фонда (в 2021 году - 37,04%) и рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (в 2021 году - 32,29%) обусловлена различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов (например, могут отличаться механизмы учета таможенных пошлин, налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, взносов на обязательное социальное страхование).