2.6. Развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей (пункт 6 части 1 статьи 19)

2.6. Развитие культуры, искусства и сохранение культурных

ценностей (пункт 6 части 1 статьи 19).

При рассмотрении заявлений о предоставлении государственных и муниципальных преференций указанной цели антимонопольный орган руководствуется, в том числе Основами государственной культурной политики и основами регулирования указанной сферы <24>, а также Основами законодательства Российской Федерации о культуре <25>.

--------------------------------

<24> Определены Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики".

<25> Утверждены Верховным Судом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1.

Согласно статье 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Культурные ценности, в свою очередь, - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре регулируют культурную деятельность в следующих областях:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

- художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

- самодеятельное (любительское) художественное творчество;

- музейное дело и коллекционирование;

- книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

- телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

- эстетическое воспитание, художественное образование;

- научные исследования культуры;

- международные культурные обмены;

- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

- иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

С учетом изложенного, а также специфики рассматриваемых заявлений о предоставлении государственных и муниципальных преференций в целях развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей антимонопольный орган может руководствоваться также иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в соответствующих областях (напр., Федеральным законом от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 22.08.1996 N 126-ФЗ и др.).

Кроме того, при рассмотрении антимонопольным органом заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в целях развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей может возникать вопрос о соответствии указанной цели деятельности, связанной с проведением ремонтных работ в помещении объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия.

При рассмотрении соответствующих заявлений антимонопольный орган учитывает следующее.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Виды ремонтно-реставрационных работ и порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия определены статьями 40 - 45 Закона об объектах культурного наследия.

Таким образом, для определения соответствия проведения хозяйствующими субъектами ремонтно-реставрационных работ целям, указанным в пункте 5 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, следует учитывать, что такие работы должны проводиться в соответствии и в порядке, предусмотренными статьями 40 - 45 Закона об объектах культурного наследия.