2.5. Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 19)

2.5. Сохранение, использование, популяризация

и государственная охрана объектов культурного наследия

(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

(пункт 5 части 1 статьи 19).

При рассмотрении заявлений о предоставлении государственных и муниципальных преференций указанной цели антимонопольный орган руководствуется, в том числе Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия).

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, согласно статье 3 Закона об объектах культурного наследия, относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно части 1 статьи 2 Закона об объектах культурного наследия, правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Законом об объектах культурного наследия и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на то, что федеральное законодательство не содержит определения популяризации объекта культурного наследия, подход к определению популяризации может быть отражен в законодательстве регионального уровня. Так, например, соответствующее определение дано в статье 22 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.03.2015 N 437-V "О реализации отдельных полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Саха (Якутия)", согласно которой популяризация объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия), представляет собой деятельность, направленную на организацию общественной доступности и восприятия указанных объектов культурного наследия, формирование понимания необходимости их сохранения, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, повышение образовательного уровня, организацию досуга, а также иную деятельность, направленную на популяризацию объектов культурного наследия.

Необходимо отметить также, что одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение соответствующего пользователя обязанностью по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия. В свою очередь, уклонение от проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является неисполнением взятого на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность, и может привести к его утрате <22>.

--------------------------------

<22> См., напр.: Решение Московского городского суда от 16.07.2019 по делу N 2-3267/2019.

Антимонопольный орган при рассмотрении заявлений о предоставлении государственных и муниципальных преференций в целях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации вправе запрашивать любую информацию, включая информацию о перечне предполагаемых работ, их объеме применительно к конкретным объектам для целей выполнения требований специального законодательства об объектах культурного наследия <23> (аналогичный подход изложен в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.06.2020 по делу N А56-86067/2019).

--------------------------------

<23> См., напр.: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.06.2020 по делу N А56-86067/2019.