а) Передача государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав

а) Передача государственного или муниципального имущества,

иных объектов гражданских прав.

Из определения государственных и муниципальных преференций следует, что в качестве преференции хозяйствующим субъектам могут передаваться государственное или муниципальное имущество, иные объекты гражданских прав, а также предоставляться имущественные льготы, государственные или муниципальные гарантии.

В соответствии с частью 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Согласно части 4 статьи 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, незакрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. В свою очередь средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, незакрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Исходя из сложившейся судебной практики под передачей государственного или муниципального имущества может рассматриваться, например, передача помещений в аренду <4>, передача имущества в безвозмездное пользование, заключение договоров доверительного управления имуществом <5>.

--------------------------------

<4> См., напр., Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.08.2017 по делу N А60-56260/2016.

<5> См., напр., Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.06.2020 по делу N А56-86067/2019.

Согласно статье 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе, имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права), результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага, а также информация <6>.

--------------------------------

<6> Часть 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

Исходя из совокупности изложенных норм следует, что в качестве государственной или муниципальной преференции хозяйствующим субъектам могут передаваться, в том числе, иные объекты гражданских прав, в том числе, деньги и безналичные денежные средства.

Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Частью 1 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии, в том числе, юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.

Таким образом, субсидия, предоставляемая органом власти хозяйствующему субъекту, являясь безналичными денежными средствами, относится к иным объектам гражданских прав.

Из статьи 38 БК РФ следует принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. В связи с этим субсидия носит адресный характер.

С учетом изложенного, субсидия, предоставленная органом власти определенному хозяйствующему субъекту в индивидуальном порядке, например, путем заключения соглашения о предоставлении субсидии для целей, указанных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, обладает всей совокупностью признаков государственной или муниципальной преференции.

Вместе с тем предоставление субсидии возможно как отдельному хозяйствующему субъекту, так и неограниченному количеству заинтересованных хозяйствующих субъектов, в порядке, установленном правилами предоставления субсидии, утвержденными соответствующим органом власти.

В связи с изложенным при рассмотрении антимонопольным органом заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции может возникать вопрос о том, является ли государственной или муниципальной преференцией предоставление органом власти субсидии отдельному хозяйствующему субъекту, если получателями такой субсидии могли быть любые хозяйствующие субъекты.

Исходя из сложившейся судебной практики, не является государственной или муниципальной преференцией предоставление органом власти субсидии конкретному хозяйствующему субъекту, в случае, если получателями такой субсидии могли быть любые хозяйствующие субъекты, соответствующие установленным требованиям, предоставившие необходимый пакет документов, а соответствующим органом власти был обеспечен равный доступ к информации об условиях и порядке предоставления субсидий и предъявлялись одинаковые требования ко всем потенциальным получателям субсидий <7>.

--------------------------------

<7> См., напр., Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2017 по делу N А79-1221/2016.

Также следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

Таким образом, не все объекты гражданских прав могут быть предоставлены органом власти хозяйствующему субъекту в качестве государственной или муниципальной преференции в порядке главы 5 Закона о защите конкуренции.

Так, согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок, установленный частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Учитывая изложенное, предоставление указанного государственного или муниципального имущества в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции, недопустимо, если отраслевым законодательством установлен специальный порядок его предоставления.