б) Предоставление имущественных льгот

б) Предоставление имущественных льгот.

Определение имущественных льгот законодательством Российской Федерации не установлено, при этом, исходя из сложившейся правоприменительной практики к таким льготам могут быть отнесены, например, льготы по уплате размера арендной платы. К льготам по арендной плате, в частности, могут относиться:

- частичное или полное освобождение от арендной платы на определенный срок, а также отсрочка арендной платы;

- неприменение повышающих коэффициентов к базовой ставке арендной платы, установленных органами местного самоуправления;

- применение понижающих коэффициентов к базовой ставке арендной платы и т.д.

Указанные льготы являются примерами преференций, которые при соблюдении установленных Законом о защите конкуренции требований могут быть предоставлены органом власти отдельному хозяйствующему субъекту в качестве государственной или муниципальной преференции.

При этом необходимо отметить, что предоставление льгот по арендной плате может быть также предусмотрено специальным законодательством. Так, например, частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон об МСП) предусмотрено право органов власти предоставлять определенное государственное или муниципальное имущество отдельным субъектам малого и среднего предпринимательства по льготным ставкам арендной платы. Между тем, с учетом того, что Законом об МСП установлено право предоставления льгот по арендной плате всем субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставление таких льгот следует рассматривать как льготный режим для особой социально-значимой категории участников гражданского оборота, в связи с чем указанные льготы не могут рассматриваться в качестве государственной или муниципальной преференции. В свою очередь, предоставление органом власти индивидуальной льготы по арендной плате конкретному хозяйствующему субъекту, отнесенному к категории малого или среднего предпринимательства, при соблюдении условий, предусмотренных Законом о защите конкуренции, может рассматриваться в рамках главы 5 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в правоприменительной практике при рассмотрении антимонопольным органом заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции может возникать вопрос об отнесении налоговых льгот к имущественным льготам.

Льготами по налогам и сборам в соответствии с частью 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Исходя из Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 392-О и N 396-О следует, что установление налоговых льгот относится к исключительной прерогативе законодателя, что исключает индивидуальную направленность льгот, являющуюся одним из признаков государственных и муниципальных преференций в соответствии с пунктом 20 части 4 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, предоставление отдельным категориям налогоплательщиков соответствующих налоговых льгот не является государственной или муниципальной преференцией.