Механизм предоставления приоритета в соответствии с Постановлением N 925

Механизм предоставления приоритета в Постановлении N 925 различается в зависимости от способов закупки.

При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора <2>, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15%, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

--------------------------------

<2> Конкурс (открытый, электронный, закрытый), запрос цен (открытый и электронный), запрос котировок (в электронной форме, закрытый), запрос предложений (в электронной форме, закрытый) типового положения о закупке.

Например, в закупке принимают участие два участника, один из них предлагает товар российского происхождения с ценовым предложением в размере 100 тысяч рублей, а второй - иностранного по цене 90 тысяч рублей. К продукции российского происхождения применяется снижающий коэффициент в размере 15%, после чего его ценовое предложение на этапе оценки становится равным 85 тысячам рублей, что меньше, чем ценовое предложение участника с иностранной продукцией. В случае, если ценовой критерий в данной закупке единственный (при проведении, например, запроса цен, запроса котировок в электронной форме), победителем признается участник, предлагающий российский товар, но договор с ним заключается по предложенной цене - 100 тысяч рублей. В случае проведения конкурса или запроса предложений при использовании нескольких критериев оценки заявок приоритет вышеобозначенным образом применяется при оценке только по ценовым критериям.

При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке <3>, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора.

--------------------------------

<3> Открытый аукцион, электронный аукцион, закрытый аукцион типового положения о закупке.

Например, если победителем аукциона стал участник, предлагающий к поставке иностранный товар и цена его предложения составила 100 тысяч рублей, то в силу требования Постановления N 925 заказчик обязан применить пятнадцатипроцентный понижающий коэффициент, и цена договора будет не 100 тысяч, а 85 тысяч рублей.

При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор <4>, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной им цены договора.

--------------------------------

<4> Открытый аукцион, электронный аукцион, закрытый аукцион типового положения о закупке.

Например, в ходе аукциона цена была снижена до нуля, и участники проводят торги на право заключения договора с заказчиком. Если победитель предлагает к поставке иностранный товар, то он должен будет доплатить еще 15% к предложенной им цене.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заказчик не разрабатывает документацию о закупке при проведении запроса котировок в электронной форме.

Возникает закономерный вопрос: необходимо ли при проведении запроса котировок в электронной форме применять Постановление N 925 в связи с отсутствием документации о закупке.

Постановление N 925 не содержит закрытый перечень способов, при осуществлении которых устанавливается приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами. Пункт 1 рассматриваемого нормативного правового акта относит к исключениям из применения Постановления N 925 только закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В административной и судебной практике не ставится под сомнение, что запрос котировок проводится с учетом Постановления N 925 (постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.11.2019 N Ф05-16251/2019 по делу N А40-302901/2018, Решение Челябинского УФАС России от 17.06.2019 по жалобе N 074/07/3-885/2019 и др.).

Типовым положением о закупке предусмотрен неконкурентный способ закупки - запрос оферт в электронной форме, при котором заказчик осуществляет закупку товаров конкретных товарных знаков (производителей). В контексте предоставления приоритета товарам российского происхождения стоит отметить, что несмотря на то, что указание в документации о запросе оферт в электронной форме товарных знаков (производителей) фактически приводит к невозможности предоставления приоритета в рамках Постановления N 925, заказчику необходимо соблюсти требование Постановления N 925 в части установления приоритета, поскольку к исключениям из указанного требования относятся только закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом заявки участников, предлагающих отличный от заявленного заказчиком товар, правомерно отклонить (решение УФАС по Рязанской области от 22 марта 2017 г. N 58-04-4/2017).

Согласно пункту 6 Постановления N 925 приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, не предоставляется в случаях, если:

а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;

б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

д) в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

В случае, если участником предлагаются товары смешанного происхождения (российского и иностранного), заказчик определяет долю товаров российского происхождения в стоимостном выражении:

при осуществлении закупок путем проведения аукциона (открытого, электронного, закрытого) в случае, если участником предлагаются товары преимущественно российские (более 50%), то механизм, указанный в пункте 3 и пункте 4 Постановления N 925, к нему не применяется;

при осуществлении закупок путем проведения закупок помимо аукциона (конкурс, запрос котировок в электронной форме и др.) в случае, если участником предлагаются товары преимущественно иностранные (российских товаров менее 50%), то приоритет, указанный в пункте 2 Постановления N 925, ему не предоставляется.

Например, в электронном аукционе принимают участие три участника: участник А, участник Б, участник В. Участник А предлагает товары российского происхождения, участник Б - товары российского и иностранного происхождения, участник В - товары иностранного происхождения. Предложения о цене договора были сделаны следующие: участник А - 100 тысяч рублей, участник Б - 80 тысяч рублей, участник В - 110 тысяч рублей. Доля товаров российского происхождения в стоимостном выражении в заявке участника Б составила 45% от общего объема, следовательно, договор с ним как с победителем аукциона будет заключен по цене 68 тысяч рублей (80 тысяч минус 15%).

Для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

Рассмотрим пример.

Товар

Кол-во

НМЦ единицы

Страна происхождения товара

Предложение поставщика

Ручки

500

30 руб.

Российская Федерация

14 250 руб. (11 400 + 2 850)

Линейки

250

15 руб.

Сербия

Расчет соотношения цен товаров по методике Постановления N 925 и данным заявки

Коэффициент изменения = 14 250 / (30 * 500 + 15 * 250) = 0,76

Товар

Цена единицы, предложенная поставщиком, с учетом коэффициента изменения

Соотношение товаров в заявке

Ручки

22,8 руб. (30 * 0,76)

Доля российского товара = 80% (11 400 / 14 250)

Линейки

11,4 руб. (15 * 0,76)

Доля иностранного товара = 20%

Стоит обратить внимание на то, что при расчете соотношения российской и иностранной продукции в заявках необходимо учитывать начальные (максимальные) цены единицы продукции.

В практической деятельности заказчик может столкнуться с проблемой оценки заявок по закупкам, включающим одновременно поставку товаров и выполнение работ (оказание услуг), например, в случае поставки оборудования с его последующим монтажом и обучением работе с ним специалистов заказчика, выполнение строительных работ с использованием материалов подрядчика и т.д.

В таком случае может возникнуть комбинация "иностранный товар - российский подрядчик (исполнитель)" или "российский товар - иностранный подрядчик (исполнитель)". В зависимости от предмета закупки заказчику следует учитывать при применении правил Постановления N 925:

страну происхождения товара в случае поставки товара с включенными в цену договора сопутствующими работами (услугами) - монтажа, настройки, обучения персонала;

информацию о месте регистрации участника закупки в случае выполнения работ (оказания услуг) с использованием товара.

Заказчикам следует обратить внимание на требования, связанные с предоставлением документов, подтверждающих страну происхождения товара. Подпункт "г" пункта 5 Постановления N 925 указывает на предоставление информации о стране в виде декларации участника закупки о стране происхождения товаров, а непредоставление такой информации не должно влиять на допуск заявки. По этой причине требование о предоставлении в составе заявки дополнительных документов, подтверждающих страну происхождения товара, например, сертификата СТ-1, может быть признано контролирующими органами неправомерным (Решение ФАС России от 22.10.2019 по делу N 223ФЗ-988/19).

Если участник не указал в заявке на участие в закупке страну происхождения поставляемого товара, то это не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

Отдельно стоит отметить ситуацию, при которой участник закупки посредством функционала электронной площадки самостоятельно указывает, что им предоставлен товар иностранного государства. В таком случае заказчик проверяет информацию, предоставленную в заявке участника, и если по результатам анализа предложения участника более чем 50% предложенных к поставке товаров являются товарами российского происхождения, указанная участником на площадке информация не учитывается при определении необходимости предоставления приоритета в соответствии с Постановлением N 925 (решение Московского УФАС России от 31 декабря 2019 г. N 72932/19).

Согласно подпункту "б" пункта 5 Постановления N 925 одним из условий предоставления приоритета является включение в документацию о закупке сведений об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке. Таким образом, рекомендуется указать конкретные последствия, которые наступят в случае предоставления недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке (например, что такая заявка подлежит отклонению).

В случае осуществления закупки с неопределенным объемом, в которой понятие "начальная (максимальная) цена договора" отсутствует, Минфин России в своем письме Панягину Д.В. от 17 июля 2020 г. N 24-03-08/62654 поясняет, что если в договоре указывается цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, то приоритет, предусмотренный Постановлением N 925, устанавливается как процент от указанной цены единицы товара, работы, услуги.