Предоставление приоритета при закупке радиоэлектронной продукции

Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" были внесены изменения в Постановление N 925 в части предоставления приоритета при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции. Указанные изменения вступили в силу с 1 сентября 2019 г.

В соответствии с пунктом 1 указанного подзаконного акта создается Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр). Указанный реестр размещен в информационно-коммуникационной сети Интернет на официальном сайте государственной информационной системы промышленности (ГИСП) по электронному адресу: https://gisp.gov.ru/documents/10546664/# и на сайте Минпромторга России (minpromtorg.gov.ru) в разделах "Открытое министерство" и "Открытые данные".

Согласно пунктам 2.1, 3.1, 4.1 Постановления N 925 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции заказчик обязан предоставить приоритет заявкам, содержащим предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в Реестр.

В случае осуществления закупки путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в Реестр, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в Реестр, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.

При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в Реестр, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 30 процентов от предложенной им цены договора.

Приведенный механизм не отличается от механизма предоставления приоритета на общих основаниях, за исключением размера предоставляемого приоритета: 30 процентов вместо 15 процентов.

В процессе реализации данных положений Постановления N 925 заказчик может столкнуться со следующими вопросами.

При определении предмета закупки и формировании перечня закупаемых товаров обязан ли заказчик разделять на отдельные лоты радиоэлектронную продукцию и иные товары?

Постановление N 925 не содержит такого требования, однако по причине отсутствия механизма предоставления приоритета в случае смешанного предмета закупки рекомендуем не объединять в рамках одной закупки радиоэлектронную продукцию и иные товары (работы, услуги).

Предоставляется ли приоритет по Постановлению N 925 в случае, если предлагаемая продукция отсутствует в Реестре, но является российской (с учетом п. 8 Постановления N 925)?

Ответ на указанный вопрос дан в решении Федеральной антимонопольной службы от 13 марта 2020 г. N 223-ФЗ-178/20: в случае если продукция, предложенная участниками закупки, отсутствует в Реестре, при этом такими участниками представлено предложение о поставке российского продукции, таким участникам предоставляется приоритет в соответствии с пунктом 3 Постановления N 925 в размере 15 процентов.

Таким образом, алгоритм предоставления приоритета при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции можно представить в виде следующей схемы:

00000001.png

В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 5 Постановления N 925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке требования об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров, а также установление положений об ответственности участников закупки за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке.

В случае если радиоэлектронная продукция не включена в Реестр, но при этом участник закупки продекларировал в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара в качестве страны происхождения Российскую Федерацию, то преференции, предусмотренные Постановлением N 925, такому участнику закупки предоставляются. Такой вывод сделан в письме Минфина России от 23 сентября 2019 г. N 24-03-07/72897.

При этом, в письме также отмечается, что в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Таким образом, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нарушены существенные условия договора, в том числе осуществлена поставка товара радиоэлектронной промышленности с нарушением условия договора о стране происхождения указанного товара, то такой договор может быть расторгнут в судебном порядке и сведения о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) внесены в реестр недобросовестных поставщиков, а также применены меры ответственности, установленные в документации о закупке в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Постановления N 925.