Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.4. Качественные показатели конкурентной среды рынка финансовых услуг

2.4. Качественные показатели конкурентной среды

рынка финансовых услуг

2.4.1. Качественными показателями, характеризующими структуру рынка финансовых услуг, являются:

наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, возможность их преодолимости;

наличие (или отсутствие) барьеров выхода с рынка для конкурентов, действующих на рынке;

вертикальная и горизонтальная интеграция финансовых организаций и клиентов (потребителей), аффилированность участников рынка финансовых услуг;

адекватность информации (степень информационной доступности; источники информации).

2.4.2. К потенциальным конкурентам могут быть отнесены:

финансовые организации, действующие в рассматриваемых географических границах рынка финансовых услуг, не имеющие соответствующей лицензии на осуществление деятельности на рынке финансовых услуг, но имеющие равную конкурентную возможность получить такую лицензию;

организации, действующие на товарном рынке и имеющие возможность на основании закона получить лицензию на осуществление деятельности на финансовых рынках;

финансовые организации, действующие вне рассматриваемых географических границ рынка финансовых услуг, имеющие соответствующие лицензии на осуществление деятельности на рынке финансовых услуг и намеревающиеся войти на данный рынок финансовых услуг.

2.4.3. Анализ рынка финансовых услуг включает анализ барьеров входа на финансовый рынок потенциальных конкурентов, которые могут быть обусловлены в том числе:

структурными особенностями данного рынка (стартовые и текущие затраты, объем спроса, развитость рынка, тип конкуренции);

действиями органов государственной власти в процессе государственного регулирования (лицензирование, налогообложение и др.);

соглашениями и действиями со стороны уже действующих на рынке организаций.

2.4.4. Барьеры, обусловленные структурными особенностями финансового рынка и действиями органов государственной власти в процессе государственного регулирования:

ограничение емкости регионального рынка - высокая степень удовлетворения спроса, отражающая как высокую насыщенность рынка, так и низкую платежеспособность потребителя, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами и делает этот рынок малопривлекательным для новых финансовых организаций;

высокий уровень первоначальных затрат - одно из решающих ограничений возможности входа на рынок;

превосходство в уровне затрат - затраты на осуществление финансовых услуг уже действующих финансовых организаций ниже, чем у вновь входящих на рынок финансовых организаций, вследствие:

неравенства стартовых условий на рынке;

технологического превосходства действующих на рынке финансовых организаций перед потенциальными конкурентами;

затрат на рекламу и развитие филиальной сети;

эффект масштаба - если максимально эффективный масштаб деятельности на данном рынке высок, то вновь входящие на рынок финансовые организации на первоначальный период могут иметь существенно более высокие удельные затраты, чем действующие на рынке финансовые организации, и, следовательно, быть менее конкурентоспособными;

вертикальная и горизонтальная интеграция действующих на рынке финансовых организаций. Финансовые организации, интегрированные в вертикальные или горизонтальные структуры, пользуются всеми преимуществами внутрикорпоративных связей в виде доступа к совокупным инвестиционным, финансовым и информационным ресурсам;

экономические и организационные ограничения - инвестиционная, кредитная, налоговая <*>, ценовая, таможенная политика государства;

--------------------------------

<*> Правила налогообложения влияют на сравнительную эффективность различных финансовых услуг для потребителя (клиента), воздействуя тем самым на мнение потребителя на сравнительные преимущества различных финансовых организаций.

административные ограничения - лицензирование финансовых организаций, усложненный порядок регистрации и прочее, в том числе:

лицензионные барьеры - ограничения и правила, устанавливаемые органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, Центральным банком Российской Федерации на основании закона <*>;

--------------------------------

<*> По сравнению с товарными рынками регулирующие органы оказывают существенное воздействие на спрос и на количество конкурентов на финансовых рынках. Лицензионные требования к финансовым организациям задают высоту барьеров входа на финансовые рынки, влияя тем самым на уровень концентрации и состав участников рынка.

административные барьеры, не основанные на требовании федерального законодательства, - ограничение доступа на рынок за счет установления необоснованных критериев членства в ассоциациях (объединениях) или инфраструктурных институтах рынка и/или необоснованных требований к лицензированию, иных критериев допуска к тому или иному сектору финансового рынка <*>, в том числе административные ограничения, установленные органами управления субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

--------------------------------

<*> Например, установление стандартов профессиональной деятельности, малоприемлемых для мелких и средних участников рынка, так как следование им вызывает высокие удельные затраты для организаций с относительно небольшим объемом предоставляемых финансовых услуг.

2.4.5. Барьеры, обусловленные деятельностью действующих на рынке финансовых организаций по предотвращению внедрения на него новых конкурентов, в том числе:

меры, предпринимаемые действующей на рынке финансовой организацией в ответ на появление нового конкурента, например изменения в политике процентных ставок;

антиконкурентные соглашения и согласованные действия финансовых организаций, в том числе с органами государственной власти и местного самоуправления;

лоббирование в органах государственной власти критериев лицензирования или иных критериев допуска к тому или иному сектору финансового рынка, ограничивающих вход на рынок потенциальным конкурентам.

2.4.6. Перечень факторов, анализируемых в процессе выявления барьеров входа на данный финансовый рынок, может быть шире (или уже) перечисленного, отличаться от него, в связи с особенностями основных видов деятельности финансовых организаций и спецификой региона.

2.4.7. При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок финансовых услуг следует учитывать равнозначность барьера для каждой финансовой организации, его временный либо постоянный характер.

2.4.8. Анализ рынка финансовых услуг включает анализ барьеров выхода с рынка действующих финансовых организаций, в том числе:

связанных с необходимостью удовлетворения спроса и сохранения финансовой организации на рынке;

связанных с необходимостью привлечения значительных финансовых ресурсов для сворачивания деятельности или изменения ее направленности и т.д.

2.4.9. Выявление вертикальной и горизонтальной интеграции финансовых организаций и потребителей основано на анализе аффилированных лиц участников рынка.

Анализ аффилированности предполагает выявление имущественной и управленческой зависимости между субъектами экономического оборота, в той или иной степени воздействующей на деятельность органов управления юридического лица, а также на юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности.

На основе анализа аффилированности финансовых организаций, идентификации групп лиц уточняются расчеты показателей концентрации на рынке финансовых услуг, обосновывается потенциал финансовой организации.

2.4.10. Важным фактором, воздействующим на конкуренцию между финансовыми организациями, является адекватность информации. Потенциальный клиент (потребитель) должен обладать объемом информации, который бы ему позволил оценить риски, связанные с получением финансовой услуги. Оценка ожидаемой доходности и риска, связанного с данной финансовой услугой, зависит от общей оценки рынка и характеристик действующих на нем финансовых организаций. Проблема адекватности информации на рынке финансовых услуг тем больше, чем менее стабилен рынок.

При проведении исследования адекватности информации следует определить наличие источников информации и дифференцировать их с точки зрения доступности различным группам потребителей финансовых услуг, оценить качество и своевременность информации.