Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.5. Определение емкости финансового рынка и доли финансовой организации на рынке финансовых услуг

2.5. Определение емкости финансового рынка

и доли финансовой организации на рынке финансовых услуг

2.5.1. Емкость рынка финансовых услуг и доля финансовой организации определяются в пределах выявленных продуктовых и географических границ рынка финансовых услуг, составов клиентов (потребителей) и конкурентов.

2.5.2. Емкость финансового рынка может быть определена как сумма объема (оборота) финансовых услуг, осуществляемых всеми финансовыми организациями за определенный период:

n

Vfr = SUM Vi, (1)

i=1

где:

Vfr - емкость рынка финансовых услуг;

Vi - объем финансовых услуг i-й финансовой организации;

i = 1, 2, ..., n - количество финансовых организаций, действующих на рынке финансовых услуг.

2.5.3. Для определения финансовых ресурсов рынка емкость рынка финансовых услуг может быть определена как сумма активов (основного капитала) финансовых организаций, действующих на определенном рынке.

Этот показатель в большей степени применим к рынку с идентичным институциональным составом финансовых организаций. Например, такой показатель применим к рынку банковских услуг, где действуют исключительно кредитные организации, к рынку страховых услуг, если большинство действующих страховщиков могут быть сравнимы <*> по сумме активов (основного капитала), и т.д.

--------------------------------

<*> Сравнение может быть осуществлено при условии единых правил бухгалтерского учета операций и расчета суммарных активов финансовых организаций, действующих на рассматриваемом рынке финансовых услуг.

m

Vfr(a) = SUM Vi(a), (2)

i=1

где:

Vfr(a) - емкость финансовых ресурсов рассматриваемого рынка финансовых услуг;

Vi(a) - сумма активов (основного капитала) i-й финансовой организации;

i = 1, 2, ..., m - количество финансовых организаций, действующих на рынке финансовых услуг.

2.5.4. При определении емкости регионального рынка финансовых услуг следует учитывать объем финансовых услуг, предоставленных финансовыми организациями, зарегистрированными в рассматриваемом регионе (с учетом объемов финансовых услуг их филиалов, отделений, представительств, операционных касс, дополнительных офисов и т.д., расположенных в этом регионе), и объем финансовых услуг филиалов (отделений, представительств, операционных касс, дополнительных офисов и т.д.) организаций, расположенных в ином регионе.

В случае отсутствия данных по филиалам (отделениям, представительствам, операционным кассам, дополнительным офисам и т.д.) финансовых организаций емкость регионального рынка может быть рассчитана по формуле:

k k

Vfr' = SUM Vi - SUM Vi", (3)

i=1 i=1

где:

Vfr' - емкость регионального рынка финансовых услуг;

Vi - объем услуг, предоставленных i-й финансовой организацией на федеральном рынке финансовых услуг;

Vi" - объем услуг, предоставленных i-й финансовой организацией на иных региональных рынках.

2.5.5. Доля финансовой организации на рассматриваемом рынке финансовых услуг определяется как процентное отношение оказанных ею финансовых услуг определенного вида к общей емкости рынка определенного вида услуг:

Di = Vi / Vfr. (4)

2.5.6. Доля финансовой организации по финансовым ресурсам на рассматриваемом рынке финансовых услуг определяется как процентное отношение суммы активов (основного капитала) финансовой организации к емкости финансовых ресурсов рассматриваемого рынка:

Di(a) = Vi(a) / Vfr(a). (5)

2.5.7. Если расчет емкости рынка финансовых услуг и доли финансовой организации указанными способами затруднен, рекомендуется использование альтернативных или косвенных способов оценки таких показателей (с обоснованием их применения).

2.5.8. Доля на рынке финансовых организаций, входящих в группу лиц, действующих на одном и том же рынке финансовых услуг, определяется в совокупности для группы лиц. Таким образом, при определении состава независимых, самостоятельных в принятии решений финансовых организаций уменьшается общее число действующих на рынке финансовых организаций и появляются агрегированные участники.

Исходя из определенного количества независимых участников рынка финансовых услуг следует рассчитывать показатели рыночной концентрации.

2.6.1. Для оценки уровня концентрации рынка используются, как правило, следующие показатели:

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

а) коэффициент концентрации рынка (CR-n), который рассчитывается как процентное отношение объема финансовых услуг, оказываемых определенным числом крупнейших участников <*> рынка финансовых услуг, к общей емкости данного финансового рынка:

--------------------------------

<*> Под участником понимается независимая, самостоятельно действующая на данном рынке финансовая организация или группа лиц.

CR-n = V1 + V2 + ... + Vn / V x 100%, (6)

где:

V1 + V2 + ... + Vn - объем финансовых услуг n-крупнейшими участниками рынка финансовых услуг;

б) индекс концентрации рынка Герфиндаля-Гиршмана (HHI), который рассчитывается возведением в квадрат процентной доли на рынке каждого участника и суммированием полученных результатов:

2 2 2

HHI = (D1) + (D2) + ... + (Dm) , (7)

где:

Di - доля на рынке i-го участника, выраженная в процентах;

i = 1, 2, ..., m.

2.6.2. При наличии данных о крупнейших участниках рынка финансовых услуг и отсутствии необходимой информации о всех финансовых организациях оценка концентрации рынка целесообразна с помощью коэффициента концентрации.

Поскольку коэффициент концентрации не позволяет дифференцировать "рыночную роль" различных участников, то при наличии полной информации о финансовых организациях предпочтительной является оценка концентрации рынка с помощью коэффициента концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана, который показывает, какое место на данном рынке занимают более мелкие участники и есть ли предпосылки при сложившемся составе финансовых организаций к противодействию со стороны более мелких участников рынка рыночной власти крупнейших.

При этом следует иметь в виду, что определение индекса концентрации Герфиндаля-Гиршмана как суммы квадратов долей участников рынка увеличивает вес более крупных участников. Это означает, что если точные данные о долях на рынке мелких участников отсутствуют, то итоговая ошибка по неполному числу слагаемых не будет большой, если доля крупных участников была определена верно. При отсутствии данных о долях мелких участников для расчета индекса концентрации Герфиндаля-Гиршмана возможно использовать их среднее или максимальное значение, оцененное по статистическим или иным данным либо экспертным путем.

2.6.3. Коэффициенты концентрации определяются обычно для трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8) и более крупнейших участников (в зависимости от общего числа участников рынка).

Для оценки уровня концентрации изучаемого рынка финансовых услуг рекомендуется определять коэффициент концентрации рынка трех крупнейших участников и индекс концентрации рынка Герфиндаля-Гиршмана.

2.6.4. В зависимости от значений показателей концентрации рынок может быть признан высоко-, умеренно- или низкоконцентрированным:

высококонцентрированные рынки:

при 70% < CR-3 < 100%;

1800 < HHI < 10000;

умеренноконцентрированные рынки:

при 35% < CR-3 < 70%;

800 < HHI < 1800;

низкоконцентрированные рынки:

при CR-3 < 35%;

HHI < 800.