Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

ИНФРАСТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА

За несколько лет существенно возросла значимость инфраструктурных организаций финансового рынка, расширилась сфера их услуг за счет новых видов деятельности. В число потребителей высокотехнологичных услуг таких организаций теперь входят не только профессиональные участники, но и их клиенты.

С усилением роли инфраструктуры повышается значимость ее устойчивости. Обеспечению устойчивости, в частности, способствовало завершение в 2020 году реформы регулирования деятельности центрального контрагента (ЦК). Ее результатами стало выделение ЦК в качестве отдельного вида небанковской кредитной организации и создание комплексной риск-ориентированной модели регулирования деятельности ЦК, соответствующей международным стандартам. По состоянию на конец 2021 года статус НКО-ЦК получили три организации.

С момента начала реформы в 2014 году небанковская кредитная организация - центральный контрагент "Национальный Клиринговый Центр" (Акционерное общество) стабильно наращивала величину уровней защиты ЦК. Повышение общего уровня риск-защищенности привело к снижению величины взимаемого с участников клиринга обеспечения в два раза, а также косвенно - к увеличению объемов торгов на рынках Московской Биржи. При этом в совокупности с 2014 по 2020 год объем торгов на рынке "репо с ЦК" увеличился в 12,7 <47> раз, на фондовом рынке - в 2,6 раза, на товарном рынке - в 4,2 раза. Благодаря расширению инструментов, стороной сделки в которых является ЦК, предоставляемых участникам денежного рынка Московской Биржи, доступ к размещению и привлечению средств по ставкам денежного рынка имеют финансовые организации и крупные корпоративные клиенты, что важно для решения задач по поддержанию финансовой стабильности, реализации денежно-кредитной политики и развития рынка капитала в целом.

--------------------------------

<47> С учетом сделок "репо с ЦК" с клиринговыми сертификатами участия.

На финансовом рынке появились новые участники - операторы финансовых и инвестиционных платформ, деятельность которых обеспечивает возможность выпуска и обращения цифровых прав, совершения финансовых сделок посредством сети Интернет. В 2019 - 2020 году были сформированы правовые основы для их деятельности <48>. По состоянию на начало декабря 2021 года в реестре Банка России зарегистрированы четыре оператора финансовых платформ (маркетплейсов) и 50 операторов инвестиционных платформ.

--------------------------------

<48> Федеральный закон от 20.07.2020 N 211-ФЗ "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы", Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

С начала 2021 года вступил в силу закон <49> о цифровых финансовых активах и цифровой валюте, направленный на регулирование отношений, возникающих при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также обеспечивающий возможность использования технологии распределенных реестров. Началось формирование инфраструктуры, необходимой для полноценного оборота цифровых прав и цифровых финансовых активов. Хотя положения указанного закона также допускают возможность привлечения инвестиций под выпуск цифровых финансовых активов на блокчейне, для развития этого вида финансирования необходима дальнейшая проработка правовых норм.

--------------------------------

<49> Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Деятельность новых участников рынка еще не достигла значимых масштабов. Однако в перспективе их становление расширит возможности инновационного развития как финансового, так и реального секторов, будет способствовать снижению транзакционных издержек, повышению финансовой доступности. При этом уже на начальном этапе важно обеспечить устойчивость новых участников, пресекать недобросовестные практики, чтобы сформировать доверие к данным институтам со стороны клиентов.