Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ

Институты развития играют важную роль в реализации проектов в приоритетных сферах экономики по созданию, модернизации и реконструкции объектов социально значимой инфраструктуры, развитию промышленности, внедрению инноваций и так далее. С учетом их особого статуса и роли институты развития в том числе осуществляют поддержку значимых отраслей экономики и участвуют в проектах, риски по которым являются чрезмерными для коммерческих организаций. Они фокусируются в первую очередь на реализации проектов, испытывающих нехватку финансирования рыночными способами, и тем самым создают необходимые условия для сбалансированного и устойчивого экономического развития.

Институты развития вносят весомый вклад в развитие финансового рынка, обеспечивая разработку, апробацию и стандартизацию схем и инструментария, применяемых в финансировании проектов, а также механизмов хеджирования проектных рисков. Кроме того, они формируют необходимые условия для объединения частного и государственного проектного потенциалов.

В конце 2020 года в России была запущена реформа институтов развития <50>, одной из целей которой является, помимо прочего, обеспечение устойчивого финансирования и реализация масштабных инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры, промышленности и социального развития. Консолидация деятельности различных институтов развития происходит на базе государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", за которой также закреплены координирующие функции за деятельностью других наиболее крупных институтов развития, включая акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (АО "Корпорация "МСП").

--------------------------------

<50> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 3710-р.

С целью поддержания миссии наиболее крупных финансовых институтов развития, а также учитывая их особый статус, в их отношении предусмотрены соответствующие нормы регулирования по требованиям к ВЭБ.РФ, единому институту развития в жилищной сфере (АО "ДОМ. РФ") и АО "Корпорация "МСП", которые допустимы в соответствии с критериями, предусмотренными Базельскими соглашениями <51>. В частности, особый режим регулирования предусмотрен при расчете нормативов деятельности кредитных организаций <52>. При этом в соответствии с пресс-релизом Банка России от 16.08.2021 также планируется внесение изменений в регулирование риска ликвидности и рыночного риска банков <53>.

--------------------------------

<51> The Consolidated Basel Framework (CRE20 "Standardised approach: individual exposures", p. 20.12, footnote 7).

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Инструкция Банка России от 29.11.2019 N 199-И, а не N 199-П.

<52> Инструкция Банка России от 29.11.2019 N 199-П, Положение Банка России от 28.06.2017 N 590-П.

<53> Положение Банка России от 30.05.2014 N 421-П и Положение Банка России от 03.12.2015 N 511-П соответственно.

С учетом консолидации институтов развития на базе ВЭБ.РФ Правительство Российской Федерации при участии Банка России на ближайшей трехлетней перспективе планирует проводить ревизию и оптимизацию механизмов проектного финансирования, включая механизм Фабрики проектного финансирования, программу финансирования инфраструктурных проектов с использованием облигаций Специального общества проектного финансирования (СОПФ). Особое внимание при этом планируется уделить вопросам поддержки и распределения рисков, используемых в указанных механизмах.