3. Ошибки, выявляемые при рассмотрении документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) и отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых по подписке

N

Описание ошибки

Комментарии

3.1.

Несоответствие сведений об имуществе, которым оплачиваются размещаемые акции, в решении об их размещении и в ДСУРе

В соответствии с решением о размещении акций дополнительного выпуска их оплата осуществляется неденежными средствами (например, движимым имуществом) без указания конкретного имущества. Однако в пункте 4.5.3 ДСУРа указано конкретное имущество, которым оплачиваются дополнительные акции, что не соответствует решению о размещении таких акций.

3.2.

Неправильное округление размера государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг, размещаемых путем подписки.

В соответствии с пунктом 53 статьи 333.33 НК РФ за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых путем подписки, государственная пошлина уплачивается в размере 0,2% от номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 200 000 рублей. При этом при определении размера государственной пошлины необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Таким образом, сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Если размер государственной пошлины составит менее 50 копеек, такая пошлина не округляется и должна быть уплачена в копейках.

3.3.

Для государственной регистрации выпуска или дополнительного выпуска акций, размещаемых посредством закрытой подписки, не представлен ДСУР.

В соответствии с пунктом 5.5. Стандартов эмиссии для регистрации выпуска или дополнительного выпуска акций (конвертируемых в акции бумаг), не сопровождающейся регистрацией их проспекта, в Банк России или в регистрирующую организацию должен быть представлен в том числе ДСУР, составленный в соответствии с приложением 12 к Стандартам эмиссии.

При этом права владельцев ценных бумаг дополнительного выпуска аналогичны правам владельцев ценных бумаг основного выпуска и закреплены в решении о выпуске таких ценных бумаг, представлявшемся для государственной регистрации основного выпуска. Составление и представление для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг решения о дополнительном выпуске ценных бумаг не требуется.

Таким образом, для регистрации первичного выпуска акций (конвертируемых в акции бумаг) требуется предоставить и решение о выпуске, и ДСУР (если нет проспекта), а для регистрации дополнительного выпуска акций (конвертируемых в акции бумаг) требуется представить только ДСУР (или проспект).

3.4.

Решение о размещении ценных бумаг принято советом директоров, однако из представленных документов не следует, что решение о передаче совету директоров полномочий по принятию решения об увеличении уставного капитала принято общим собранием акционеров единогласно.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона об акционерных обществах размещение акций (или конвертируемых в акции бумаг) посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (о размещении конвертируемых в акции бумаг), принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 66.3 ГК РФ по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены положения о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, в том числе вопрос об увеличении уставного капитала непубличного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций.

С учетом изложенного, в случае если решение о размещении дополнительных акций принято советом директоров, в комплекте документов для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг необходимо также представить документы, подтверждающие единогласное принятие общим собранием акционеров решения о передаче полномочий по принятию решения об увеличении уставного капитала совету директоров и об утверждении редакции устава, содержащего соответствующие положения.

При этом под единогласно принятым решением в данном случае необходимо понимать решение, принятое всеми акционерами - владельцами размещенных голосующих акций общества. К таким акциям, однако, не относятся привилегированные акции с преимуществом в очередности получения дивидендов, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 32 Закона об акционерных обществах (так как перечень вопросов, решение по которым требует их участия в общем собрании акционеров, определен указанным подпунктом и, в отличие от подпункта 4 статьи 32 Закона об акционерных обществах, не включает в себя вопросы, решение по которым принимается единогласно всеми акционерами общества).

Следует обратить внимание, что если решение о размещении ценных бумаг принято советом директоров, преимущественное право приобретения таких ценных бумаг по основаниям, установленным пунктом 1.1 статьи 40 Закона об акционерных обществах, у акционеров не возникает.

3.5.

Нарушение требований законодательства при размещении акций только среди всех акционеров.

В соответствии с пунктом 36.11 Стандартов эмиссии в случае если акции размещаются путем закрытой подписки только среди всех акционеров - владельцев акций этой категории (типа), такое размещение осуществляется пропорционально количеству принадлежащих акционерам акций соответствующей категории (типа) в случае, если иной порядок размещения не предусмотрен решением о размещении указанных акций. В случае отказа кого-либо из акционеров акционерного общества от приобретения причитающихся ему ценных бумаг, размещаемых данным путем, такие ценные бумаги остаются неразмещенными в случае, если иное не предусмотрено решением об их размещении.

Если акционеры планируют осуществлять в этом случае размещение акций так, чтобы все акции были размещены даже и при отказе кого-то из акционеров их приобретать, им следует предусмотреть в решении о размещении два этапа размещения (на первом - только пропорционально; на втором - на усмотрение эмитента). Порядок размещения на обоих этапах должен быть полностью описан отдельно для каждого этапа.

При таком способе размещения возможно два варианта развития событий:

- решением о размещении предусмотрено только размещение среди всех акционеров пропорционально принадлежащим им акциям соответствующей категории (типа). Тогда если кто-то из акционеров откажется приобретать причитающееся ему количество дополнительных акций, часть акций останется неразмещенной. Разместить их другим акционерам (иным лицам) нельзя ни при каких обстоятельствах.

- решением о размещении предусмотрено 2 этапа (и порядок описан для каждого из этапов). На первом - приобретают все акционеры пропорционально их долям, а на втором - оставшиеся неразмещенными акции приобретают акционеры, имеющие такое намерение (и возможность их оплатить). В этом случае можно разместить все акции дополнительного выпуска, даже если кто-то из акционеров отказался (не приобрел акции на пропорциональном этапе).

Для обоих случаев не играет роли, будет ли круг приобретателей определен просто указанием на то, что размещение осуществлено "среди всех акционеров..." или будет приведен полный список всех акционеров. Оба варианта - допустимы.

Следует обратить внимание, что преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг в силу пункта 40 Закона об акционерных обществах в обоих случаях не возникает.

3.6.

При указании сведений о круге потенциальных приобретателей (в пункте 4.1 ДСУР [1]) не указаны идентифицирующие сведения.

В соответствии с пунктом 30.11 Стандартов эмиссии в ДСУР должен быть указан круг лиц, среди которых эмитент намерен разместить ценные бумаги, при этом:

- Если круг потенциальных приобретателей ценных бумаг, размещаемых путем закрытой подписки, определяется посредством указания наименований организаций, в отношении каждой такой организации указываются основной государственный регистрационный номер (ОГРН), а если указанной организацией является иностранное юридическое лицо или иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом по иностранному праву, - данные, позволяющие идентифицировать такую организацию в соответствии с иностранным правом.

- Если потенциальные приобретатели - физические лица, в отношении каждого такого физического лица указывается присвоенный ему в установленном порядке идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а в случае его отсутствия - иные данные, позволяющие идентифицировать это лицо (данные паспорта, иного удостоверяющего личность документа, в том числе документа, позволяющего идентифицировать иностранного гражданина в соответствии с иностранным правом, и тому подобное).

Верным будет указание, например:

1. "Акционерное общество "Ромашка" (ОГРН: XXXXXXXXXXXXX);

2. Иванов Иван Иванович (ИНН: XXXXXXXXXX) или (паспорт серия XXXX номер XXXX, выдан XXXXX).

Здесь также следует обратить внимание, что круг потенциальных приобретателей должен быть указан в соответствии с решением о размещении ценных бумаг. Так, например, является недопустимым указать в решении о размещении в качестве потенциальных приобретателей "участники ООО "Ромашка", а в ДСУРе указать "Иванов И.И., Петров П.П." - даже если Иванов Петров являются участниками ООО "Ромашка".

3.7.

Некорректное указание в решении о размещении ценных бумаг и в пункте 4.1 ДСУР информации о потенциальном приобретателе в случае, когда таким приобретателем является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, в качестве приобретателя ценных бумаг в пункте 4.1 ДСУР необходимо указывать орган государственной власти или муниципальный орган, осуществляющий соответствующие функции от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, например:

(эмитентом указано:

1. Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН: XXXXXXXXXXXXX);

1. Российская Федерация;

2. город Москва

2. город Москва в лице Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН: XXXXXXXXXXXXX).

или

1. Росимущество;

Недопустимым является как указание только РФ (или субъекта РФ, или МО), так и указание только соответствующего органа или лица, реализующего соответствующие полномочия.

2. Госкорпорация "Роскосмос").

При этом круг потенциальных приобретателей должен быть указан идентично в решении о размещении ценных бумаг и в ДСУР.

3.8.

Включение в круг потенциальных приобретателей ценных бумаг в пункте 4.1 ДСУР сведений о лицах, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 6.3 Стандартов эмиссии условия размещения ценных бумаг, содержащиеся в проспекте ценных бумаг или в отдельном документе, должны определяться эмитентом на основании и в соответствии с решением о размещении указанных ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 29.12 Стандартов эмиссии решение о размещении ценных бумаг посредством закрытой подписки должно содержать круг лиц, среди которых предполагается осуществить размещение ценных бумаг. Здесь следует иметь в виду, что при том что акционеры, получившие преимущественное право (по основаниям статьи 40 Закона об акционерных обществах), и могут приобретать размещаемые акции, но все равно в понятие "потенциальные приобретатели" они не входят.

Законодательство различает лиц, имеющих преимущественное право, и участников подписки. При этом у первых возможность приобретать размещаемые акции возникает непосредственно из закона, а у вторых - в зависимости от факта включения их в список приобретателей в эмиссионных документах.

Таким образом, эмитенту не следует в перечне участников подписки указывать лиц, имеющих преимущественное право.

При этом следует обратить внимание, что если эмитент все же включит лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг, в круг потенциальных приобретателей (в круг участников подписки) этих ценных бумаг в решении об их размещении и в пункте 4.1 ДСУР, то это будет означать, что указанные лица могут приобрести размещаемые ценные бумаги не только в срок действия преимущественного права по правилам статьи 41 Закона об акционерных обществах, но и после завершения срока осуществления преимущественного права наравне с иными лицами, включенными в круг потенциальных приобретателей.

3.9.

При размещении ценных бумаг путем закрытой подписки (не предназначенных для квалифицированных инвесторов) в пункте 4.2.1 ДСУР указано на возможность эмитента по своему усмотрению удовлетворять полученные предложения (оферты) от потенциальных приобретателей.

Стандарты эмиссии предусматривают только два случая, когда порядок размещения ценных бумаг может содержать приглашение делать предложения (оферты) о приобретении размещаемых ценных бумаг, а также указание на то, что ответ о принятии предложения (акцепт) направляется лицам, определяемым эмитентом по его усмотрению из числа лиц, сделавших такие предложения (оферты):

- размещение ценных бумаг путем открытой подписки (пункт 30.2 Стандартов эмиссии);

- размещение ценных бумаг путем закрытой подписки среди квалифицированных инвесторов (пункт 30.12 Стандартов эмиссии).

Таким образом, в случае размещения ценных бумаг, не предназначенных для квалифицированных инвесторов, путем закрытой подписки, порядок заключения договоров, направленных на приобретение таких ценных бумаг, устанавливаемый в пункте 4.2.1 ДСУР, не может предусматривать возможность эмитента по своему усмотрению удовлетворять полученные предложения (оферты) от потенциальных приобретателей.

3.10.

В пункте 4.2.3 ДСУР не указан срок выдачи передаточного распоряжения лицу, осуществляющему ведение реестра.

В соответствии с требованиями приложения 12 к Стандартам эмиссии, в пункте 4.2.3 ДСУР указывается в том числе срок направления распоряжения (поручения), являющегося основанием для внесения приходных записей по лицевым счетам (счетам депо) первых владельцев и (или) номинальных держателей.

При этом следует обратить внимание, что такие распоряжения (поручения) не могут быть направлены после окончания размещения ценных бумаг.

3.11.

Срок направления передаточного распоряжения о зачислении ценных бумаг, указанный в пункте 4.2.3 ДСУР, создает риски того, что операция во исполнение такого распоряжения будет совершена регистратором после завершения срока размещения ценных бумаг.

В пункте 4.2.3 ДСУР указывается срок, в который эмитент выдает (направляет) распоряжение (поручение), являющееся основанием для внесения приходных записей по лицевым счетам (счетам депо) первых владельцев и (или) номинальных держателей. При этом, согласно правилам совершения операций в реестре владельцев ценных бумаг, приходные записи, как правило, вносятся в течение нескольких дней с момента получения такого распоряжения (поручения) (согласно пункту 3.3 статьи 8 Закона о рынке ценных бумаг - 3 рабочих дня с даты получения распоряжения, если иной срок не предусмотрен федеральными законами и нормативными актами Банка России). Поэтому в случае, если распоряжение (поручение) эмитента будет направлено регистратору или депозитарию в последний день срока размещения, существует риск непроведения регистратором операции в реестре владельцев ценных бумаг в пределах срока размещения.

В этой связи условие о сроке направления передаточного распоряжения должно однозначно свидетельствовать о том, что такое распоряжение (поручение) должно быть направлено в такой срок в пределах срока размещения ценных бумаг, чтобы последний день, в который может быть совершена операция в реестре владельцев, не выходил за рамки срока размещения ценных бумаг.

3.12.

В пункте 4.2.6 ДСУР указано, что перечисленные по предварительному договору денежные средства за размещаемые ценные бумаги, засчитываются в счет оплаты приобретаемых ценных бумаг при заключении основного договора, направленного на приобретение ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 30.5 Стандартов эмиссии в случае если эмитент и (или) уполномоченное им лицо намереваются заключать предварительные договоры, содержащие обязанность заключить в будущем основной договор, направленный на отчуждение размещаемых ценных бумаг первому владельцу, то условия размещения ценных бумаг, содержащиеся в проспекте ценных бумаг или в ДСУР, должны включать в себя порядок заключения таких предварительных договоров.

При этом в соответствии со статьей 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Таким образом, предметом предварительного договора является только обязательство сторон заключить будущий договор.

Таким образом, осуществление оплаты размещаемых акций на основании предварительного договора, а также включение в пункт 4.2.6 ДСУР положений о том, что денежные средства за размещаемые ценные бумаги, засчитываются в счет оплаты приобретаемых ценных бумаг при заключении основного договора, направленного на приобретение ценных бумаг, противоречат законодательству. Даже при наличии предварительного договора обязательно должен быть основной договор, заключенный позже даты начала размещения.

3.13.

Непредставление решения об определении цены размещения акций в случае, когда цена размещения определена после принятия решения о размещении акций, но до утверждения ДСУР.

В соответствии с пунктом 34.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг решение совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества об определении цены размещения акций предоставляется не только в случае, когда такое решение было принято до принятия общим собранием акционеров решения о размещении акций и цена размещения этих акций указана в решении о размещении, но и в случае, когда в решении о размещении указано, что цена размещения акций будет установлена советом директоров (наблюдательным советом) не позднее начала размещения акций, при этом цена размещения определена на этапе подготовки документов для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) и указана в условиях размещения акций, содержащихся в их проспекте или в отдельном документе.

3.14.

Некорректное указание цены размещения ценных бумаг в пункте 4.3 ДСУР в случае, когда цена размещения определена после принятия решения о размещении ценных бумаг, но до утверждения ДСУР.

В соответствии с пунктом 6.3 Стандартов эмиссии условия размещения ценных бумаг, содержащиеся в проспекте ценных бумаг или в ДСУР, должны определяться эмитентом на основании и в соответствии с решением о размещении указанных ценных бумаг.

В случае, когда цена размещения определена уполномоченным органом управления эмитента после принятия решения о размещении ценных бумаг, но до утверждения ДСУР, в пункте 4.3 ДСУР должно быть указано, что в соответствии с решением о размещении ценных бумаг цена размещения дополнительных акций определяется уполномоченным органом управления эмитента не позднее начала размещения акций (или иная формулировка, указанная в решении о размещении), также дополнительно необходимо указать, что "цена размещения дополнительных акций определена [указывается орган управления эмитента, определивший цену размещения ценных бумаг и реквизиты такого решения, например, "Советом директоров, протокол от... N..."]" в размере [указывается цена, например "1000 рублей"].

3.15.

Дата определения лиц, имеющих преимущественное право приобретения ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки, выпадает на выходной день и в пункте 4.4 ДСУР отсутствует информация о том, что она переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

В соответствии с требованиями приложения 12 к Стандартам эмиссии в пункте 4.4 ДСУР указывается в том числе дата определения (фиксации) лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Закона об акционерных обществах если решение, являющееся основанием для размещения дополнительных акций, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества, преимущественное право имеют лица, являющиеся акционерами общества на десятый день после дня принятия советом директоров (наблюдательным советом) общества такого решения, если более поздняя дата не установлена этим решением.

В соответствии со статьей 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, в случае если десятый день после дня принятия советом директоров (наблюдательным советом) общества решения о размещении ценных бумаг является нерабочим, то список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых акций дополнительного выпуска, в соответствии со статьей 193 ГК РФ должен составляться по состоянию на ближайший следующий за ним рабочий день.

Как показала практика, данное обстоятельство имеет важное значение в периоды, подобные времени применения мер противодействия распространению новой коронавирусной инфекции.

3.16.

В пункте 4.4 ДСУР не определен однозначно день, в который будет направлено уведомление о преимущественном праве

В соответствии с пунктом 30.6 Стандартов эмиссии условия размещения ценных бумаг, размещаемых путем подписки, содержащиеся в проспекте ценных бумаг или в отдельном документе, должны быть равными для всех потенциальных приобретателей, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Закона об акционерных обществах лица, имеющие преимущественное право приобретения дополнительных акций и конвертируемых в акции бумаг, должны быть уведомлены о возможности осуществления ими преимущественного права в порядке, предусмотренном Законом об акционерных обществах для сообщения о проведении общего собрания акционеров.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 52 Закона об акционерных обществах устав общества может предусматривать один или несколько способов доведения сообщения о проведении общего собрания акционеров до сведения лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и зарегистрированных в реестре акционеров общества

Так, если уставом эмитента предусмотрено, что уведомление о проведении общего собрания акционеров осуществляется путем направления заказных писем или вручением лично под роспись, то в целях предоставления равной возможности приобретения ценных бумаг и соблюдения прав лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций, ДСУР должен содержать указание на то, что уведомление о возможности осуществления преимущественного права будет направлено или вручено лицам, имеющим такое право, в один день, либо указание на то, что срок действия преимущественного права начинает течь с даты направления (вручения) последнего вышеуказанного уведомления.

Кроме того, если устав содержит императивное требование о необходимости уведомления акционеров о проведении общего собрания акционеров несколькими способами одновременно, то в условиях размещения ценных бумаг, содержащихся в проспекте ценных бумаг или в отдельном документе, должно содержаться указание на то, что срок действия преимущественного права приобретения акций исчисляется с даты совершения последнего из действий, направленных на уведомление лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых акций.

3.17.

В пункте 4.4 ДСУР указаны не все способы уведомления лиц, имеющих преимущественное право приобретения акций, предусмотренные уставом эмитента

Согласно требованиям приложения 12 к Стандартам эмиссии в пункте 4.4 ДСУР указывается в том числе порядок уведомления лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг, о возможности его осуществления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Закона об акционерных обществах лица, имеющие преимущественное право приобретения дополнительных акций и конвертируемых в акции бумаг, должны быть уведомлены о возможности осуществления ими преимущественного права в порядке, предусмотренном Законом об акционерных обществах для сообщения о проведении общего собрания акционеров.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 52 Закона об акционерных обществах устав общества может предусматривать один или несколько способов доведения сообщения о проведении общего собрания акционеров до сведения лиц, имеющих право на участие в нем.

Поэтому если устав эмитента содержит императивное требование о необходимости уведомления акционеров о проведении общего собрания акционеров несколькими способами, то при описании в условиях размещения ценных бумаг порядка уведомления о возможности осуществления преимущественного права должны быть указаны все способы такого уведомления.

3.18.

В пункте 4.4 ДСУР не указаны порядок подведения итогов осуществления преимущественного права приобретения акций и срок раскрытия или предоставления информации об этом (или указаны с нарушениями).

В соответствии с требованиями приложения 12 к Стандартам эмиссии в пункте 4.4 ДСУР указывается в том числе порядок подведения итогов осуществления преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг и порядок и срок раскрытия информации об итогах осуществления преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг (если эмитент не раскрывает эту информацию - то порядок ее представления лицам, имеющим преимущественное право, и потенциальным приобретателям ценных бумаг).

При включении в ДСУР указанного порядка следует учитывать следующие требования.

1. В соответствии с пунктом 36.10 Стандартов эмиссии для определения количества ценных бумаг, размещенных в результате осуществления преимущественного права их приобретения, эмитент в течение пяти дней с даты истечения срока действия преимущественного права, а в случае, если цена размещения ценных бумаг для лиц, осуществляющих преимущественное право, определяется после окончания срока его действия, - в течение пяти дней с даты истечения установленного срока оплаты ценных бумаг лицами, осуществляющими преимущественное право, должен подвести итоги осуществления преимущественного права и в порядке, предусмотренном условиями размещения ценных бумаг и нормативными актами Банка России, раскрыть (предоставить) информацию об этом.

Положением о раскрытии информации, а также иными нормативными актами Банка России не установлены требования к порядку и сроку раскрытия (предоставления) информации об итогах осуществления преимущественного права при осуществлении эмиссии акций, размещаемых путем закрытой подписки, и не сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг. В этой связи в указанном случае порядок, в том числе срок раскрытия (предоставления) информации об итогах осуществления преимущественного права должен определяться в ДСУР.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Так, например, информация об итогах осуществления преимущественного права может признаваться раскрытой, если в отношении нее осуществлены действия по опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо в средствах массовой информации, предусмотренных уставом или внутренними документами общества. При этом размещение информации офлайн (на информационных стендах или иным подобным образом, вне зависимости от легкости/сложности доступа к местам размещения) или опубликование в не предусмотренных уставом или внутренними документами средствах массовой информации (а равно как и на страницах в сети Интернет, не предусмотренных уставом или внутренними документами эмитента) надлежащим раскрытием признано быть не может.

В отличие от раскрытия, предоставление информации об итогах осуществления преимущественного права подразумевает адресность ее получения (персонального ознакомления с ней) каждым из потенциальных получателей информации.

3. Согласно пункту 30.6 Стандартов эмиссии условия размещения ценных бумаг, размещаемых путем подписки, содержащиеся в проспекте ценных бумаг или в отдельном документе, не должны исключать или существенно затруднять приобретателям возможность приобретения указанных ценных бумаг. В этой связи информация об итогах осуществления преимущественного права должна быть раскрыта (предоставлена) до начала течения срока, определенного условиями размещения ценных бумаг для приобретения размещаемых акций их потенциальными приобретателями.

4. В соответствии с пунктом 36.10 Стандартов эмиссии для определения количества ценных бумаг, размещенных в результате осуществления преимущественного права их приобретения, эмитент в течение пяти дней с даты истечения срока действия преимущественного права, а в случае, если цена размещения ценных бумаг для лиц, осуществляющих преимущественное право, определяется после окончания срока его действия, - в течение пяти дней с даты истечения установленного срока оплаты ценных бумаг лицами, осуществляющими преимущественное право, должен подвести итоги осуществления преимущественного права и в порядке, предусмотренном условиями размещения ценных бумаг и нормативными актами Банка России, раскрыть (предоставить) информацию об этом.

Таким образом, в течение пяти дней с даты истечения срока действия преимущественного права или с даты истечения установленного срока оплаты ценных бумаг лицами, осуществляющими преимущественное право, эмитент обязан и подвести итоги осуществления преимущественного права и раскрыть (предоставить) информацию об этом.

Указание на то, что эмитент в течение пяти дней подводит итоги и после подведения итогов в течение пяти дней раскрывает (предоставляет) информацию об этом противоречит требованиям Стандартов эмиссии.

5. Необходимо иметь в виду, что согласно пункту 1.13 Положения о раскрытии информации в случаях, когда эмитент в соответствии с требованиями Закона о рынке ценных бумаг обязан раскрыть в ходе эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки, и (или) эмиссии ценных бумаг, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг (представлением уведомления о составлении проспекта ценных бумаг), какую-либо информацию, сроки для раскрытия которой Положением о раскрытии информации не предусмотрены, в том числе в случаях, когда эмитент обязан указать порядок раскрытия такой информации в решении о выпуске ценных бумаг, проспекте ценных бумаг или ДСУР, порядок раскрытия указанной информации должен предусматривать ее опубликование в ленте новостей в срок не позднее 5 рабочих дней с даты наступления события, влекущего возникновение обязанности по раскрытию информации.

3.19.

В пункте 4.4. ДСУР указано, что к заявлению о приобретении размещаемых ценных бумаг должны быть приложены документы об оплате.

В соответствии с пунктом 3 статьи 41 Закона об акционерных обществах лицо, имеющее преимущественное право приобретения дополнительных акций и конвертируемых в акции бумаг в течение срока его действия вправе полностью или частично осуществить свое преимущественное право путем подачи заявления о приобретении размещаемых ценных бумаг и исполнения обязанности по их оплате.

Таким образом, в целях соблюдения статьи 41 Закона об акционерных обществах оплата ценных бумаг возможна в любой день срока действия преимущественного права.

Указание в ДСУР на то, что к заявлению о приобретении размещаемых ценных бумаг должны быть приложены документы об оплате, не соответствует требованиям статьи 41 Закона об акционерных обществах.

3.20.

В пункте 4.4. ДСУР предусмотрена возможность для потенциальных приобретателей ценных бумаг, не имеющих преимущественного права, приобретать ценные бумаги до окончания срока действия преимущественного права.

В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Закона об акционерных обществах общество не вправе до окончания срока действия преимущественного права размещать дополнительные акции и конвертируемые в акции бумаги лицам, не имеющим преимущественного права их приобретения.

В соответствии с пунктом 30.15 Стандартов эмиссии и пунктом 4.4 приложения 12 к Стандартам эмиссии в пункте 4.4 ДСУР должно содержаться указание на то, что до окончания срока действия преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг размещение ценных бумаг иначе как посредством осуществления указанного преимущественного права не допускается.

3.21.

В пункте 4.4 ДСУР информация о порядке осуществления преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг указана не полностью.

В соответствии с пунктом 30.15 Стандартов эмиссии и пунктом 4.4 приложения 12 к Стандартам эмиссии, указываемые в пункте 4.4 ДСУР условия размещения ценных бумаг должны включать в себя:

дату определения (фиксации) лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг;

порядок уведомления лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг, о возможности его осуществления;

порядок осуществления преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг, в том числе срок действия указанного преимущественного права;

порядок заключения договоров в ходе реализации (осуществления) преимущественного права (в том числе момент их заключения);

срок рассмотрения заявлений о приобретении размещаемых ценных бумаг в порядке осуществления преимущественного права;

основания для отказа в удовлетворении заявлений;

способ и срок направления уведомлений (сообщений) об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) заявлений;

указание на то, что в случае отказа в удовлетворении заявления о приобретении размещаемых ценных бумаг в порядке осуществления преимущественного права, лицо вправе в течение срока действия преимущественного права направить указанное заявление повторно;

указание на то, что до окончания срока действия преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг размещение ценных бумаг иначе как посредством осуществления указанного преимущественного права не допускается;

порядок подведения итогов осуществления преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг;

порядок и срок раскрытия (предоставления лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг, и лицам, включенным в круг потенциальных приобретателей размещаемых ценных бумаг) информации об итогах осуществления преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг.

3.22.

Установление в пункте 4.5 ДСУР различных форм оплаты размещаемых акций для лиц, включенных в круг потенциальных приобретателей по подписке и лиц, имеющих преимущественное право приобретения акций дополнительного выпуска.

В соответствии со статьей 2 Закона о рынке ценных бумаг ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях.

В соответствии с пунктом 30.6 Стандартов эмиссии условия размещения ценных бумаг путем подписки, содержащиеся в ДСУР, должны быть равными для всех потенциальных приобретателей, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поэтому эмитенту следует в ДСУР указывать способы оплаты размещаемых ценных бумаг одинаковые для лиц, имеющих преимущественное право, и для потенциальных приобретателей.

При этом в соответствии с абзацем шестым пункта 36.10 Стандартов эмиссии лица, имеющие преимущественное право, вправе по своему усмотрению оплатить акции деньгами, вне зависимости от формы оплаты, предусмотренной решением об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций. Поэтому в случае если эмитент предусмотрел для потенциальных приобретателей только возможность оплаты, например, имуществом, для лиц, имеющих преимущественное право, он должен дополнительно предусмотреть (и описать порядок) оплату размещаемых акций деньгами.

3.23.

В пункте 4.5.2 ДСУР не указано наименование и (или) ИНН получателя денежных средств, поступающих в оплату ценных бумаг дополнительного выпуска.

В соответствии с приложением 12 к Стандартам эмиссии в пункте 4.5.2 ДСУР в случае оплаты размещаемых ценных бумаг денежными средствами указываются в том числе полное или сокращенное наименование получателя денежных средств, поступающих в оплату размещаемых ценных бумаг, и его ИНН.

3.24.

Нарушение срока уведомления соответствующего федерального (муниципального) органа исполнительной власти, о принятом решении об определении цены размещения акций и денежной оценки имущества, внесенного в оплату размещенных ценных бумаг

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Закона об акционерных обществах в случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества и/или цены размещения ценных бумаг общества осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным является уведомление соответствующего федерального (муниципального) органа исполнительной власти о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены размещения ценных бумаг и/или оценки вносимого в оплату имущества.

Данное уведомление представляется в соответствующий орган в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия советом директоров (наблюдательным советом) общества решения об определении цены (оценки).

3.25.

Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций не представлен документ, подтверждающий уведомление соответствующего органа власти о принятом советом директоров эмитента решении об определении цены размещения акций, при этом акционером эмитента, владеющим от двух до пятидесяти процентов включительно голосующих акций, является унитарное предприятие, получившее пакет акций эмитента в хозяйственное ведение

В соответствии с пунктом 34.1 Стандартов эмиссии если акционером эмитента является государство (субъект федерации, муниципальное образование) и владеет при этом от двух до пятидесяти процентов включительно голосующих акций этого эмитента, то для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций, размещаемых путем подписки, в Банк России или регистратору должен быть представлен в том числе документ, подтверждающий уведомление федерального (муниципального) органа исполнительной власти о принятом советом директоров (или органом, осуществляющим функции совета директоров) эмитента решении об определении цены размещения акций.

Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 05.02.2008 N 124, передача собственником унитарному предприятию имущества (в том числе акций) на праве хозяйственного ведения не может означать, что право собственности публично-правового образования на такое имущество прекращается.

Таким образом, если акционером эмитента, владеющим от двух до пятидесяти процентов включительно голосующих акций, является унитарное предприятие, и указанный пакет акций передан унитарному предприятию в хозяйственное ведение Российской Федерацией или муниципальным образованием, собственником этих акций является Российская Федерация или муниципальное образование, в связи с чем, для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) должен быть представлен документ, подтверждающий уведомление соответствующего органа власти о принятом уполномоченным органом управления эмитента решении об определении цены размещения акций.

В случае если акции были приобретены унитарным предприятием в ходе его самостоятельной хозяйственной деятельности, эмитенту рекомендуется представлять письменные пояснения об этом. При этом в пункте 1.9 заявления на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг (приложение 2 к Стандартам эмиссии) в указанном случае должна быть отражена информация о том, что доля уставного капитала эмитента, находящаяся в государственной (муниципальной) собственности, отсутствует.

3.26.

Для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций не представлен документ, подтверждающий уведомление соответствующего органа власти, о принятом советом директоров эмитента решении об определении денежной оценки (рыночной стоимости) имущества, внесенного в оплату размещенных акций.

В соответствии с пунктом 37.4 Стандартов эмиссии если владельцем от двух до пятидесяти процентов включительно голосующих акций эмитента является государство (субъект федерации, муниципальное образование) для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, оплата которых осуществлялась неденежными средствами, в Банк России дополнительно представляется документ, подтверждающий уведомление соответствующего органа исполнительной власти о принятом советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решении об определении денежной оценки (рыночной стоимости) имущества, внесенного в оплату размещенных акций.

3.27.

В ДСУР указано, что сделки, связанные с размещением акций, являются сделками с заинтересованностью.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 81 Закона об акционерных обществах положения главы XI "Заинтересованность в совершении обществом сделки" не применяются к сделкам, связанным с размещением, в том числе посредством подписки, акций общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции общества.

3.28.

Некорректное заполнение пункта 4.6 решения о выпуске облигаций.

В соответствии с пунктом 4.6 приложения 11 к Стандартам эмиссии в случае, если размещаемые ценные бумаги являются ценными бумагами, предназначенными для квалифицированных инвесторов, указывается на это обстоятельство. Следует указать особенности, связанные с учетом и переходом прав на указанные ценные бумаги, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В случае если ценные бумаги не предназначены для квалифицированных инвесторов, в этом пункте следует указать: "размещаемые ценные бумаги не являются ценными бумагами, предназначенными для квалифицированных инвесторов".

3.29.

Представленные документы не содержат указания на то, что эмиссионные ценные бумаги предназначены для квалифицированных инвесторов, хотя в силу Закона они могут предлагаться только квалифицированным инвесторам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона о рынке ценных бумаг решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг в случаях, установленных федеральными законами или нормативными актами Банка России, должно быть предусмотрено, что эмиссионные ценные бумаги предназначены для квалифицированных инвесторов.

Перечень ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, установлен пунктом 3.6 Стандартов эмиссии. К таким ценным бумагам, в частности, относятся облигации хозяйственного общества, не являющегося специализированным обществом или ипотечным агентом, стоимость чистых активов (величина собственных средств (капитала) которого по окончании второго завершенного отчетного года с даты его государственной регистрации или каждого последующего завершенного отчетного года, предшествующего дате представления документов для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, меньше размера его уставного капитала.

Решение о выпуске ценных бумаг и ДСУР в указанных случаях должны содержать указание на то, что ценные бумаги предназначены для квалифицированных инвесторов.

3.30.

В пункте 5.2 отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и в справке об оплате ценных бумаг, размешенных путем подписки, указано округленное количество ценных бумаг, оплаченных денежными средствами и имуществом одновременно, при этом отсутствуют соответствующие пояснения

В соответствии с требованиями приложения 27 к Стандартам эмиссии в пункте 5.2 отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций, размещенных путем подписки, отдельно указывается количество фактически размещенных ценных бумаг, оплаченных денежными средствами и иным имуществом. Эта же информация в соответствии с требованиями приложения 29 к Стандартам эмиссии указывается и в справке об оплате размещенных ценных бумаг.

Возможны ситуации, когда одна акция была частично оплачена имуществом, частично - деньгами. В таком случае количество акций, оплаченное имуществом, либо указывается дробным числом, либо может быть указано округленно, но тогда требуется указать соответствующие пояснения, например, в виде сноски. То же самое - по акциям, оплаченным деньгами.

Например, единственным приобретателем в оплату 100 акций с ценой размещения одной акции 1000 рублей внесено недвижимое имущество стоимостью 98 400 рублей и денежные средства в размере 1600 рублей. Либо эмитент пишет, что имуществом оплачено 98,4 акции, а деньгами - 1,6 акции. Либо указывает, что 98 акций оплачено имуществом (сноска, поясняющая, что имуществом оплачено 98,4 акции), а 2 акции оплачены деньгами (сноска, поясняющая, что деньгами оплачено 1,6 акции).

Указанным образом информацию следует указывать как в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, так и в справке об оплате размещенных ценных бумаг.

Данная позиция применяется также в случае, когда акции оплачиваются одновременно денежными средствами (имуществом) и зачетом денежных требований к эмитенту.

3.31.

Для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг не представлены документы, подтверждающие возникновение денежных требований к эмитенту, принятых к зачету при оплате ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 37.2 Стандартов эмиссии в Банк России для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций в случае, если их оплата осуществлялась путем зачета денежных требований к эмитенту, представляются в том числе копия заявления (соглашения) о зачете денежных требований, а также копии документов, подтверждающих возникновение денежных требований, принятых к такому зачету.

Для соблюдения указанного требования эмитенту необходимо представить следующие документы:

1. Договор, направленный на приобретение дополнительных акций (договор размещения).

2. Документы, подтверждающие факт получения эмитентом имущества, являвшегося предметом сделки, из которой возникли денежные обязательства у эмитента, принятые к зачету при размещении ценных бумаг дополнительного выпуска (договор поставки, договор займа, кредитный договор, договор переуступки и тому подобное, прочее применительно).

В случае если предметом сделки, из которой у эмитента возникли денежные обязательства, принятые к зачету, являлось не имущество, а денежные средства, эмитенту необходимо представить:

- копию банковской выписки (копии банковских выписок) по расчетному счету (расчетным счетам) эмитента;

- копии платежных документов с соответствующими отметками банка (банков), подтверждающие зачисление денежных средств на банковский счет (банковские счета) эмитента (платежное поручение, банковский ордер).

3. Документы бухгалтерского учета, подтверждающие отражение денежных обязательств, принятых к зачету при размещении ценных бумаг дополнительного выпуска (оборотно-сальдовая ведомость, карточка счета, акт сверки и прочее).

Все банковские выписки должны быть составлены за период времени, начало которого определяется как дата, являющаяся пятнадцатым днем до даты зачисления средств на расчетный счет (расчетные счета) эмитента, а окончание которого определяется как дата, являющаяся пятнадцатым днем после даты зачисления средств на расчетный счет (расчетные счета) эмитента.

3.32.

К справке эмитента, подтверждающей уведомление лиц, имевших преимущественное право, о возможности его осуществления, или подтверждающей уведомление акционеров о возможности приобретения ими подлежавших размещению ценных бумаг пропорционально количеству принадлежавших им акций, не приложена копия публикации (образца письма), которые содержат текст соответствующего уведомления.

В соответствии с пунктом 37.2 Стандартов эмиссии к представляемой в Банк России для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещенных путем подписки, справке акционерного общества - эмитента, подтверждающей уведомление лиц, имевших преимущественное право приобретения подлежавших размещению ценных бумаг, о возможности осуществления такого преимущественного права, или справки акционерного общества - эмитента, подтверждающей уведомление акционеров о возможности приобретения ими подлежавших размещению ценных бумаг пропорционально количеству принадлежавших им акций, прилагается копия публикации или образца письма, содержащего текст соответствующего уведомления.

3.33.

Не представлена справка эмитента о соблюдении одного из условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 22 Закона о рынке ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 34.8 Стандартов эмиссии для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых путем подписки, которая не сопровождается составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг, в Банк России или бирже дополнительно должна быть представлена справка эмитента о соблюдении одного из условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 22 Закона о рынке ценных бумаг.

3.34.

Не представлена справка, содержащая сведения о соблюдении порядка подтверждения решения, принятого общим собранием участников (единственным участником) хозяйственного общества посредством очного голосования, и состава лиц, присутствовавших при его принятии.

В соответствии с пунктом 22.4 Стандартов эмиссии в случае если представляемая в Банк России копия протокола (выписка из протокола) общего собрания участников хозяйственного общества (решения единственного участника общества с ограниченной ответственностью) не содержит сведений о соблюдении установленного пунктом 3 статьи 67.1 части первой ГК РФ порядка подтверждения решения, принятого общим собранием участников хозяйственного общества посредством очного голосования, и состава лиц, присутствовавших при его принятии, вместе с копией протокола (с выпиской из протокола) общего собрания участников хозяйственного общества в Банк России должна быть представлена справка, содержащая сведения о соблюдении указанного порядка (иной документ, содержащий сведения о соблюдении указанного порядка).

3.35.

Не представлена справка об оплате ценных бумаг, размещенных путем подписки.

В соответствии с пунктом 37.2 Стандартов эмиссии для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещенных путем подписки, в Банк России дополнительно представляется справка эмитента об оплате ценных бумаг, размещенных путем подписки, составленная в соответствии с приложением 29 к Стандартам эмиссии.

Обращаем внимание, что в соответствии с четвертым абзацем пункта 22.3 Стандартов эмиссии представление справки об оплате размещенных ценных бумаг на бумажном носителе должно сопровождаться представлением данного документа на съемном машинном носителе в формате *.doc, *.docx, *.pdf.

3.36.

Не представлен документ, подтверждающий наличие решения о предварительном согласовании сделок по размещению ценных бумаг эмитента, являющегося хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 9.9 Стандартов эмиссии для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в Банк России должен быть представлен документ, подтверждающий наличие решения о предварительном согласовании в соответствии с Законом N 57-ФЗ сделок по размещению ценных бумаг эмитента, являющегося хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае если совершение таких сделок допускается при наличии решения об их предварительном согласовании.

3.37.

Условиями размещения предусмотрена возможность приобретения дробных акций лицами, не имеющими преимущественного права

Законом об акционерных обществах предусмотрено только два случая, в которых акционеры могут получить дробные акции, если приобретение акционером целого числа акций невозможно (пункт 3 статьи 25 указанного Закона): при осуществлении преимущественного права на акции или при консолидации акций. В иных случаях дробные акции не могут образовываться и размещаться акционерам акционерного общества или иным приобретателям.

Однако, согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 25 Закона об акционерных обществах, в случае, если одно лицо приобретает две и более дробные акции одной категории (типа), эти акции образуют одну целую и (или) дробную акцию, равную сумме этих дробных акций. Таким образом, в случае если дробная акция, оставшаяся неразмещенной по истечении срока действия преимущественного права, в совокупности с уже имеющейся у акционера частью акции составляет целую акцию, после отчуждения эмитентом такой дробной акции на лицевом счету владельца будут учитываться только целые акции. Указанная ситуация не может рассматриваться как размещение дробной акции за рамками осуществления преимущественного права, и следовательно, такая ситуация не противоречит законодательству Российской Федерации о ценных бумагах.