О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2007 год см. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 18.05.2007 N 3951-ВС.

Таблица 1б

┌─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Объем помощи (абсолютное значение) по скорректированным нормативам койко - дней │

│ ├───────────────────┬─────────────────┬──────────────────┬─────────────────┬────────┤

│ │Клинический уровень│Городской уровень│ Уровень района │Итого (сумма) по │ ВСЕГО │

│ │ для: │ для: │ для: │всем уровням для:│ │

│ ├─────────┬─────────┼────────┬────────┼────────┬─────────┼────────┬────────┤ │

│ │взрослых │ детей │взрослых│ детей │взрослых│ детей │взрослых│ детей │ │

├─────────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤

│Скорректиро- │ 10,29 х │ 5,17 х │ 86,58 х│ 4,68 х │ - │ - │ 96,9 │ 9,8 │ 106,7 │

│ванный │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│норматив для│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│"Х" │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│территории │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤

│Численность │ 1200 = │ 1200 = │ 1200 = │ 1200 = │ - │ - │ │ │ │

│населения "Х"│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│территории, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│тыс. чел. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤

│Число к/дней │ 12348 │ 6204 │ 103896 │ 5616 │ - │ - │ 116244 │ 11820 │ 128064 │

└─────────────┴─────────┴─────────┴────────┴────────┴────────┴─────────┴────────┴────────┴────────┘

Контроль: норматив койко - дней на 1000 жителей данной территории составит:

i SUM Кд

n = -------- х 1000 (2)

к/д N

или в нашем примере это:

i 128064

n = --------- х 1000 = 106,7 (см. таблицу 1а)

к/д 1200000

┌───────────────────────────┐

│ Резюме: расчет корректен. │

└───────────────────────────┘

Особенностью нормативов, распределенных по уровням оказания медицинской помощи, состоит в их ресурсоорганизующей и ресурсосберегающей роли. Именно такой подход позволит рационально распределить не только коечный фонд по иерархическим уровням организации медицинской помощи, но и сбалансировать необходимые финансовые поступления в учреждения разного уровня путем умножения стоимости койко - дня по каждому профилю на планируемое число койко - дней по данному профилю.

Далее проводится корректировка полученных нормативов с учетом заболеваемости населения территории с использованием как отчетных, так и данных специальных исследований (при наличии таковых). Корректировка проводится специалистами органа управления здравоохранением и ТФОМС.

Продолжим пример по кардиологии.

По данным предыдущего года анализируется состав больных в стационаре и число проведенных ими койко - дней в разрезе классов и групп заболеваний, приведенных в официальной статистической отчетности. По каждой группе заболеваний должны быть даны конкретные предложения по повышению эффективности использования ресурсов и применению новых медицинских и организационных (включая стационарозамещающие) технологий. В результате должен быть определен конкретный объем стационарной помощи, который необходимо оказать больным кардиологического профиля конкретной территории с учетом уровня организации медицинской помощи. По результатам работы корректируются расчетные территориальные нормативы объемов медицинской помощи (услуг) по каждому профилю.

Затем производится суммирование объемов стационарной помощи по уровням и профилям и проводится расчет откорректированных нормативов объемов стационарной помощи (койко - дней на 1000 населения). Этот показатель, как правило, не должен превышать норматив объема стационарной помощи, установленный Программой. Превышение норматива может быть объяснено только существенно более высоким, чем в среднем по России, уровнем заболеваемости населения.

Далее производятся коррекция и расчеты нормативов обеспечения потребности в амбулаторно - поликлинической помощи. В отличие от нормативов по стационару нормативы посещений не приводятся по уровням организации медицинской помощи, а даются в двух вариантах - напрямую в расчете на 1000 человек соответствующего возраста (детей, взрослых) и на 1000 жителей (таблица 1.3 Приложения 1). Поэтому расчеты можно вести напрямую, используя данные граф 1 и 2 таблицы 1.3 и соответствующую численность детского и взрослого населения территории.

Алгоритм расчета следующий:

i

Например, по кардиологии норматив на 1000 детей (н ) - 47

vd

посещений, а на 360000 детского населения (в нашем примере)

i

абсолютное число посещений V составит:

дет

i

n х Nдет

i vд 47 х 360000

V = ----------- = ----------- = 16920 посещений

дет 1000 1000

(1')

на 840000 взрослых соответственно:

i

n х Nвзр

i vвзр 148 х 840000

V = -------------- = ------------ = 124320 посещений

взр 1000 1000

Как видно, в отличие от расчетов по стационару здесь мы получаем абсолютное число необходимых посещений для детей и взрослых путем прямого расчета. Полученные данные вносятся в таблицу по аналогии с таблицей 1б, а затем рассчитываются скорректированные для данной территории нормативы числа посещений в расчете на 1000 жителей (всего населения) путем деления данных таблицы на общую численность населения территории и умножения на 1000 (аналогично таблице 1а). В примере по кардиологии это будет выглядеть следующим образом:

i

V х 1000

Для ' vдет 16920 х 1000 посещений детей в

детского V = ------------ = ------------ = 14,1 расчете на 1000

населения дет N 1200000 жителей

i

V х 1000

Для ' vвзр 124320 х 1000 посещений взрослых

взрослого V = ------------ = ------------- = 103,6 в расчете на 1000

населения взр N 1200000 жителей

(2')

┌────────────────────────────────────────────────┐

│ КОНТРОЛЬ: │

│ │

│ Всего на 1000 жителей: 14,1 + 103,6 = 117,7 │

│ │

│ 16920 посещ. + 124320 посещ. = 141240; │

│ │

│ 141240 │

│ --------- х 1000 = 117,7 │

│ 1200000 │

└────────────────────────────────────────────────┘

Если сравнивать эти данные с таблицей 1.3 Приложения 1 нормативов, мы увидим, что в нашем расчете на 1000 жителей нормативы по детям выше (14,1 посещение вместо 10,3), а по взрослым ниже (103,6 вместо 115,4), так как в нашем примере была другая возрастная структура населения.