См. Доклад по правоприменительной практике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (3 квартал 2017 года).

1. Надзор за деятельностью в гражданской авиации

Управлением государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации в I квартале 2017 года проведено 2 115 проверок в отношении субъектов гражданской авиации, в том числе 160 проверок в рамках ФЗ-294 (36 плановых, 110 внеплановых и 14 предлицензионных проверок), 1 614 проверок воздушных судов на перроне, 118 проверок на маршруте при выполнении полетов, принято участие в 19 проверках других надзорных органов.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в I квартале 2017 года выявлено 1 070 нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, из которых устранено 1 058 нарушений установленных требований, включая нарушения, выявленные в предыдущих периодах деятельности со сроком устранения в отчетном периоде.

- наложенные по результатам указанных мероприятий меры административной и иной публично-правовой ответственности:

Для устранения выявленных нарушений в I квартале 2017 года выдано 375 обязательных для исполнения инспекторских предписаний, составлен 171 протокол об административных правонарушениях, вынесено 224 постановления о привлечении к административной ответственности, привлечено к административной ответственности 196 юридических, должностных и физических лиц на общую сумму наложенных штрафов 8 899 000 рублей.

- результаты административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц:

Количество вынесенных решений о прекращении производства делу об административном правонарушении (в том числе в порядке обжалования) по следующим статьям составило:

Ст. 14.1.2 ч. 1 - 1;

Ст. 20.25 ч. 1 - 2.

Типовые нарушения в сфере надзора за деятельностью в гражданской авиации можно условно подразделить на несколько групп:

1. Типовые (массовые) нарушения обязательных требований в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания, например:

а) нарушение требований по ведению учетно-отчетной документации организаций по обслуживанию воздушного движения, радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, служебной учетной документации специалистов этих организаций (нарушение требований пунктов 42, 82 Порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала, утвержденного приказом Минтранса России от 14.04.2010 N 93, пунктов 3.1, 3.3, 3.16, 3.20, 3.30 Федеральных авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных правил и авиационная электросвязь в гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 20.10.2014 N 297)

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам организовать контроль ведения учетно-отчетной документации.

б) не все, установленные на объектах РТОП средства радиосвязи, имеют сертификат типа (нарушение требований пунктов 3.20, 3.30 Федеральных авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных правил и авиационная электросвязь в гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 20.10.2014 N 297).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам центров ОВД отстранять от эксплуатации средства до получения сертификата типа.

в) пилоты не уведомляют органы обслуживания воздушным движением о предстоящем использовании воздушного пространства класса G (нарушение требований пункта 125 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации).

Пренебрегая подачей обязательного уведомления об использовании воздушного пространства, пилоты воздушных судов лишают себя, а также других пользователей воздушного пространства возможности получения полетно-информационного обслуживания. Непредставление данных о планируемом маршруте полета приводит к проблемам в аварийном оповещении. В случае авиационных событий, на поиск воздушных судов, улетевших в неизвестном направлении, привлекаются огромные людские и материальные ресурсы государственных и частных лиц.

2. Типовые (массовые) нарушения обязательных требований в сфере деятельности операторов аэродромов, организации воздушных перевозок и авиатопливообеспечения:

а) состояние искусственных покрытий ВПП, РД, перронов, мест стоянок ВС не соответствует установленным требованиям по ровности, чистоте физическим характеристикам (нарушение требований Раздела II Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Минтранса России от 25.08.2015 N 262 (далее - ФАП-262).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: соблюдение технологических требований по подготовке летных полей аэродромов.

б) отсутствуют либо не соответствуют установленным требованиям дневные маркировочные знаки на искусственных покрытиях ИВПП, РД, МС и перроне, а также переносные знаки, устанавливаемые на грунтовых (заснеженных) аэродромах, не обеспечена их видимость (нарушение требований пункта 4.12 - 4.47 ФАП-262).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений:

разработка "Схемы дневной маркировки аэродрома и оборудования маркировочными знаками";

проведение ежедневного осмотра состояния и размещения маркировочных знаков;

соблюдение технологических требований по содержанию маркировочных знаков.

в) выведенные из эксплуатации участки ВПП, РД не маркируются запрещающими знаками (нарушение требований пунктов 4.43 - 4.47 ФАП-262).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: оперативно производить маркировку выведенных из эксплуатации участков летного поля.

г) не выполнение правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании или других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов (нарушение требований пунктов 4.48 - 4.58, 4.242 - 4.263 ФАП-262).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений:

соблюдение периодичности проведения сверок данных акта обследования препятствий с фактическим наличием препятствий;

своевременное проведение работ по оценке соответствия маркировки покрытий и маркировки препятствий.

д) оснащенность спецтранспортом и средствами механизации, предназначенными для содержания искусственных покрытий аэродрома, грунтовой части летной полосы, очистки и заливки швов, восстановления дефектных участков искусственных покрытий не соответствует функциональной деятельности оператора аэродрома (нарушение требований пункта 2.4 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов", утвержденных приказом ФСВТ России от 06.05.2000 N 121 (далее - ФАП-121).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: приобретение спецтранспорта и средств механизации в соответствии с функциональной деятельностью и требованием руководящих документов.

е) отсутствует необходимый запас материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий (нарушение требований пункта 2.5 ФАП-121, пункта 47 Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 286 (далее - ФАП-286)

ж) не производится вырубка зарослей кустарников в пределах территории аэродрома, не обеспечена их видимость.

з) не проводится эколого-орнитологическое обследование аэродрома и прилегающей к нему территории;

и) оснащенность аэропортов средствами для борьбы с птицами не соответствует табелю оснащения аэропортов гражданской авиации приложение N 5 РООП ГА-89 (нарушение требований пункта 4.2.2 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом МГА СССР от 26.12.88 N 209 (далее - РООП ГА-89).

к) не создана внештатная группа из должностных лиц авиационного персонала в целях комплексного контроля за орнитологической обстановкой на аэродроме (нарушение требований пункта 1.3 ФАП-121; пунктов 3.1, 4.7 РООП ГА-89).

л) специальные автомобили не оборудованы амортизирующим устройством, предотвращающим жесткий контакт с фюзеляжем воздушного судна (нарушение требований пункта 26 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 13.07.2006 N 82 (далее - Приказ N 82).

м) не ведется в соответствии с требованиями руководящих документов нормативно-техническая документация в службах спецавтотранспорта (нарушение требований пункта 2.2.5, пункта 2.2.8 ФАП-121 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов", утвержденных приказом ФСВТ России от 06.05.2000 N 121 (далее - ФАП-121); пункта 3.1.8 приложения N 4, пункта 5.2.5 приложения 1, "Руководства по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации", введенного в действие приказом ФСВТ России от 07.04.1997 N 30/и (далее - РОРОС-95).

н) не проводится поверка средств измерения и контрольно-измерительных приборов на специальном оборудовании спецмашин, осуществляющих обеспечение воздушных судов (нарушение требований пункта 2.7.2 ФАП-121, пункта 11.5, пункта 11.7 РОРОС-95).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: провести поверку средств измерения и контрольно-измерительных приборов на специальном оборудовании спецмашин.

о) для обеспечения деятельности органов и центров (пунктов) ОВД и деятельности служб аэропорта не организована сеть внутриаэропортовой электросвязи, предназначенная для взаимодействия органов ОВД и служб аэропорта, оповещения расчетов аварийно-спасательной команды при авиационных происшествиях и инцидентах (нарушение пункта 2.36 Федеральных авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 20.09.2014 N 297 (далее - ФАП-297), пункта 5.11.12 Норм годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов, утвержденных приказом Минтранса России от 29.11.1993 N ДВ-156/и (далее - НГЭА СССР).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: разработать схему организации внутриаэропортовой связи, согласовать со всеми заинтересованными службами и обеспечить требуемым количеством сертифицированных переносных радиостанций.

3. Типовые (массовые) нарушения обязательных требований в сфере деятельности авиации общего назначения заключаются в нарушении требования пункта 2.20 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, а именно:

- управление воздушным судном АОН осуществляется лицом, не имеющим права управления им;

- допускаются случаи управления воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации;

- осуществляется управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации;

- выполнение полетов пилотами с истекшим сроком действия свидетельств, либо вообще без получения соответствующего свидетельства авиаспециалиста, либо без прохождения подготовки для полетов на данном типе воздушного судна;

- выполнение полетов на воздушных судах, летная годность которых не подтверждена в установленном воздушным законодательством России порядке;

- выполнение полетов без заявки или без уведомления органов обслуживания воздушного движения;

- продолжение полета по правилам визуальных полетов при метеоусловиях, не соответствующих этим правилам и с не выдерживанием безопасных высот полета.

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений:

Для выполнения функций члена экипажа воздушных судов необходимо пройти обучение и получить свидетельство с соответствующими квалификационными отметками.

Воздушное судно, не прошедшее государственной регистрации, к полетам не допускается. Государственная регистрация гражданских воздушных судов осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта Российской Федерации.

Изучить и соблюдать требования пункта 2.20 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, которым определен список документов, обязанный находиться на борту воздушных судов при выполнении полетов в целях АОН.

4. Типовые (массовые) нарушения обязательных требований в сфере поддержания летной годности гражданских воздушных судов выражаются в нарушении требований пункта 39, подпунктов "б" и "д" части 2 пункта 61 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 285, а именно - при выполнении работ на авиационной технике допускается использование:

немаркированного инструмента;

неповеренных (с истекшим сроком поверки) средств измерений;

не прошедших освидетельствование средств наземного оборудования.

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений:

Необходимо составить реестр средств наземного оборудования (СНО), реестр средств измерений (СИ), подлежащих поверке, а также реестр инструмента, используемого при техническом обслуживании воздушных судов. Должны быть назначены должностные лица, ответственные за соблюдение сроков поверки СИ и освидетельствование СНО. В паспорта указанных СИ и СНО должна быть внесена информация о результатах проведенных освидетельствований и поверок. При составлении плана-графика проведения внутренних аудитов внести в план-график мероприятия по контролю маркировки инструмента, поверки СИ и освидетельствования СНО.

5. Типовые (массовые) нарушения обязательных требований в сфере соблюдения летных стандартов и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта:

а) нарушение экипажами установленных эксплуатационных минимумов при заходе на посадку (нарушение требований пункта 3.89 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее - ФАП-128).

Однако применение Ространснадзором требований части 4 статьи 11.5 КоАП РФ "Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управлять им" было прокуратурой опротестовано с мотивировкой, что если экипаж имеет действующее свидетельство, значит, не лишен права управления ВС.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не определена ответственность экипажей воздушных судов за нарушения установленных правил полетов, когда командиры воздушных судов при несоответствии метеоусловий уровню своей подготовки, продолжают заход на посадку, порой рискуя сотнями жизней пассажиров на борту воздушного лайнера.

Такой неоправданный риск явился причинами ряда тяжелых авиационных катастроф.

Примером может служить катастрофа, произошедшая 10 апреля 2010 года, самолета Ту-154м Воздушных сил Польши (Si y Powietrzne), в которой погибло 96 человек, в том числе президент Польской Республики Лех Качиньский и руководство страны.

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам авиакомпании организовать постоянный, действенный контроль за соблюдением экипажами установленных минимумов и правил полетов.

б) нарушение требований пункта 5.10 ФАП-128, а именно:

- эксплуатантом нарушаются им же заявленные требования, изложенные в Руководстве по производству (РПП) полетов:

- допуск к выполнению своих обязанностей авиационного персонала выполняется без изучения авиационным персоналом материалов по безопасности полетов;

- отсутствуют или проводятся формально анализы по безопасности полетов, ежемесячные, ежеквартальные;

- в заданиях на тренировку отсутствуют выводы старших авиационных начальников.

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам авиакомпании организовать постоянный контроль за выполнением установленных РПП требований.

в) авиационный персонал, не изучивший изменения в РПП, допускается к выполнению должностных обязанностей (нарушение требований пункта 5.11 ФАП-128).

После вынесения Ространснадзором по части 8 статьи 11.5 КоАП РФ постановлений и наложения административного штрафа по указанным нарушениям транспортной прокуратурой был вынесен протест и отмена постановлений с мотивировкой, что если экипаж имеет действующее свидетельство с квалификационными отметками, значит, имеет право выполнять должностные обязанности, в том числе управлять ВС.

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам авиакомпании организовать регулярные проверки РПП на ВС, поправки вносить своевременно, после их утверждения уполномоченным органом. Наладить действенный контроль за изучением персоналом вносимых изменений.

г) допуск к полетам авиационного персонала выполняется с истекшими сроками установленных тренировок и проверок (нарушение требований пункта 5.84 ФАП-128).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам авиакомпании организовать постоянный контроль за соблюдением установленных сроков проверок и тренировок. Допускать к полетам только летный состав, прошедший соответствующую подготовку и проверку.

д) эксплуатанты не принимают меры к тому, чтобы КВС имел на борту необходимую информацию, касающуюся поисково-спасательных служб в районе, над которым пролетает ВС (нарушение требований пункта 5.4 ФАП-128).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам авиакомпании организовать составление и размещение на борту ВС необходимой информации, касающейся поисково-спасательных служб в районе, над которым пролетает ВС.

е) рабочие планы полетов не содержат полных сведений о запасных аэродромах (нарушение требований пункта 5.26 ФАП-128).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам авиакомпании организовать повторное изучение с летным составом требований п. 5.26 ФАП-128.

ж) члены экипажей в аэропортах не принимают ограничительных мер к лицам находящимся на борту без пропусков, не входящим в состав экипажа при подготовке ВС к полету (нарушение требований пункта 5.105 ФАП-128).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам авиакомпании организовать дополнительные занятия с бортпроводниками по тематике предотвращения актов терроризма или других форм незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.