См. Доклад по правоприменительной практике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (3 квартал 2017 года).

2. Государственный железнодорожный надзор

За 1 квартал 2017 года Управлением государственного железнодорожного надзора было проведено 0 плановых и 4 внеплановых проверок, 0 предлицензионных.

Кроме того, в 1 квартале 2017 года проведена работа по организации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целью проведения которых является снижение административных и финансовых издержек как контрольно-надзорного органа, так и подконтрольных субъектов, по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий, а также предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований.

Так, на основании статей 8.2, 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управлением госжелдорнадзора было проведено 8 рейдовых осмотров, а также выдано 3 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В случае выявления нарушений требований законодательства РФ, образующих состав административного правонарушения, Управление принимает меры административного воздействия в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Всего выявлено 43 нарушений требований законодательства РФ, из них - 38 нарушений, угрожающих обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте, которые требуют применения запретных мер. Выдано 3 предписаний для устранения выявленных в ходе проверки нарушений. Возбуждено 6 дел об административных правонарушениях в отношении должностных, физических и юридических лиц.

За 1 квартал 2017 года в судебные органы направлено 1 дело об административных правонарушениях для рассмотрения по существу из них:

- по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - 1;

Общая сумма наложенных административных штрафов составляет 6 тыс. рублей.

В целом нарушениями является несоблюдение юридическими лицами, индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности в области железнодорожного транспорта требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, подвижного состава и иных связанных с перевозочным процессом транспортных и технических средств, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности железнодорожного транспорта.

В частности, к таким нарушениям относятся:

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего и необщего пользования, например:

- сплошная, кустовая гнилость шпал;

- отступления по ширине колеи;

- отступления по уровню, перекосам, просадкам пути;

- неисправность стрелочных переводов;

- не ведется технический паспорта на локомотив, вагон;

- неисправность скоростемера и регистрирующего устройства;

- неисправность подачи песка;

- не соблюдается периодичность ремонтов локомотивов (ТР, СР, КР);

- на тепловозе неисправна АЛСН;

- несоответствие квалификационным требованиям лиц, допущенных к работе (отсутствие профессионального образования у рабочих, отсутствие повышения квалификации у специалистов и исполнительных руководителей);

- и т.д.

2. Нарушение правил перевозки опасных веществ, например:

- подготовка железнодорожных цистерн к наливу, заправка клапанов сливных приборов производятся на не оборудованных путях;

- допущена течь (просыпание) опасного груза из вагона после проведения технического и коммерческого осмотра и принятого к перевозке;

- допущена неисправность запорно-предохранительной и сливоналивной арматуры;

- при погрузке (выгрузке) легковоспламеняющихся веществ допущено использование искрообразующего инструмента;

- места погрузки-выгрузки ЛВЖ не соответствуют требованиям НТД;

- и т.д.

3. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, например:

- на локомотиве, находящемся в эксплуатации выявлено подтекание масла в дизельном помещение;

- машинисты, помощники машинистов не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума с последующей сдачей зачета;

- электропоезд эксплуатируется с неисправными дверями пассажирских вагонов (не полностью открывающимися, перекошенными - между тамбуром и салоном в вагонах) создана преграда для эвакуации пассажиров в случае пожара;

- на момент проверки отсутствует утвержденная руководителем предприятия программа проведения занятий по пожарно-техническому минимуму;

- в кабине машиниста тепловоза отсутствует памятка с необходимыми сведениями о действиях при пожаре;

- в кабине машиниста тепловоза отсутствует металлическая емкость (ящик, ведро) с крышкой для хранения обтирочных концов;

- и т.д.

4. Несоблюдение лицензиатом лицензионных требований в части, например:

- осуществления деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов:

- лицензиатом не соблюдаются Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;

- у лицензиата отсутствует на праве собственности или на ином законном основании железнодорожный подвижной состав и (или) контейнеры, предназначенные для перевозки опасных грузов;

- состояние железнодорожного подвижного состава, используемого лицензиатом для перевозок опасных грузов, не соответствует требованиям статьи 17 Федерального закона РФ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ;

- в штате лицензиата отсутствует работник, ответственный за обеспечение безопасности движения и эксплуатации подвижного состава, ведение учета транспортных происшествий и обеспечение их анализа, включая причины возникновения;

- в штате лицензиата отсутствуют работники, обеспечивающие перевозку опасных грузов, деятельность которых связана с движением поездов, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, аттестованные в установленном порядке и проходящие повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.

- осуществления деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров:

- у лицензиата отсутствует на праве собственности или на ином законном основании железнодорожный подвижной состав;

- состояние железнодорожного подвижного состава, используемого лицензиатом для перевозок пассажиров, не соответствует требованиям статьи 17 Федерального закона РФ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ;

- в штате лицензиата отсутствует работник, ответственный за обеспечение безопасности движения и эксплуатации подвижного состава, ведение учета транспортных происшествий и обеспечение их анализа, включая причины возникновения;

- в штате лицензиата отсутствуют работники, обеспечивающие перевозку пассажиров, деятельность которых связана с движением поездов, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, аттестованные в установленном порядке и проходящие повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 5 лет.

- осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте:

- у лицензиата отсутствуют на праве собственности или на ином законном основании погрузо-разгрузочные устройства и сооружения, а также производственные объекты, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности;

- погрузо-разгрузочные устройства и сооружения, а также производственные объекты, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, не соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми и иными актами;

- в местах осуществления лицензируемой деятельности отсутствуют средства противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, необходимые для ликвидации пожара;

- средства противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, находящиеся в местах осуществления лицензируемой деятельности находятся в неработоспособном состоянии;

- в штате лицензиата отсутствует должностное лицо, ответственное за организацию лицензируемой деятельности, имеющее высшее профессиональное или среднее специальное профессиональное образование и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет за последние 10 лет трудовой деятельности;

- в штате лицензиата отсутствуют работники, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, аттестованные в установленном порядке и проходящие повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.

В 1 квартале 2017 года наиболее часто встречающимися административными правонарушениями явились:

1. На транспорте:

- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах (ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ);

- проход по железнодорожным путям в неустановленных местах (ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ);

- несоблюдение установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов (ч. 2 ст. 11.1 КоАП РФ);

- повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов (ч. 1 ст. 11.1 КоАП РФ);

- нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ст. 11.16 КоАП РФ);

- повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, если причиненный имущественный ущерб не превышает сто рублей, а равно повреждение грузовых вагонов, плавучих и других транспортных средств, контейнеров или иного оборудования, предназначенных для перевозки и хранения грузов на транспорте (ч. 1 ст. 11.15 КоАП РФ).

2. Против порядка управления:

- непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ).

- невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ);

- непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ);

- воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ);

- осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) - (ч. 3 ст. 19.20. КоАП РФ);

- осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) - (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ).

3. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти:

- невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ).

4. В области предпринимательской деятельности:

- осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ);

- осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 4 ст. 14.1.2. КоАП РФ);

- осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии (ч. 1 ст. 14.1.2. КоАП РФ).

За 1 квартал 2017 года постановления о назначении административного наказания (вынесенные как инспекторами, так и судами), предписания, выданные государственными инспекторами, обжалованы не были.

При анализе условий, способствовавших совершению административному правонарушению можно выделить следующие:

- отсутствие системы контроля за деятельностью работников предприятия со стороны руководства;

- халатное отношение работников по отношению к исполнению своих должностных обязанностей;

- незнание требований нормативных правовых (технических) актов работниками и руководителями предприятий;

- несоответствие квалификационным требованиям лиц, допущенных к работе (отсутствие профессионального образования у рабочих, отсутствие повышения квалификации у специалистов и исполнительных руководителей);

- система периодической проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкций работниками носит формальный характер или отсутствует вообще (только на бумаге)

- и т.п.

Для устранения причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, как уже говорилось выше, руководителям предприятий вносятся представления для их устранения с указание мер, которые необходимо предпринять.