II. Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении полномочий по налоговому контролю

II. Права и обязанности органов Пенсионного фонда

Российской Федерации при осуществлении полномочий

по налоговому контролю

Статья 34.1 Налогового кодекса предусматривает, что в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс Российской Федерации и действующее законодательство не содержат определения понятия "налоговый контроль". Однако из сопоставления норм Налогового кодекса с нормами иных актов законодательства о налогах и сборах налоговый контроль можно определить как регламентированную законодательством о налогах и сборах деятельность специальных уполномоченных органов, в том числе и органов Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) по контролю за своевременной и полной уплатой налогов и сборов и соблюдением законодательства о налогах и сборах;

б) по применению штрафных санкций к лицам, совершившим налоговые правонарушения.

Статья 30 Налогового кодекса устанавливает, что внебюджетные фонды действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, Налоговый кодекс подтверждает, что при осуществлении полномочий по налоговому контролю Пенсионный фонд Российской Федерации действует на основе специального законодательства и норм Налогового кодекса.

Учитывая то обстоятельство, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов наделены в силу норм специального законодательства теми же полномочиями, что и налоговые органы, Налоговым кодексом были лишь подтверждены и систематизированы полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации по контролю за уплатой страховых взносов.

Статья 31, за исключением подпунктов 3, 5, 6, 10, 12, 13 пункта 1 Налогового кодекса, распространяется на органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Права, определенные в указанных подпунктах, являются административно - властными полномочиями, которые делегированы государством исключительно налоговым органам.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации вправе:

1) требовать от плательщика документы по формам, установленным государственными органами, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) страховых взносов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) страховых взносов.

Указанное положение соответствует пункту 12 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, пункту 75 Инструкции о Порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. N 258 (далее - Инструкция);

2) проводить проверки плательщиков страховых взносов.

Проверки органами Пенсионного фонда Российской Федерации плательщиков проводятся на основании пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, положений главы VII Инструкции, Методических указаний по проведению документальных проверок правильности расчетов работодателей с Пенсионным фондом Российской Федерации (приложение к Письму ПФР от 29 января 1993 г. N ЮИ-1/326-ИН), Порядка организации документальной проверки работодателя по своевременности и полноте перечисления страховых взносов в ПФР (Письмо ПФР от 7 декабря 1993 г. N ЛЧ-16/4758-ИН) и Постановления Правления ПФР от 11 августа 1999 г. N 99 "О работе служб уполномоченных ПФР по организации сбора страховых взносов";

3) вызывать на основании письменного уведомления плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства, регулирующего уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Данный пункт применяется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, так как соответствует пункту 12 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации;

4) определять суммы страховых взносов, подлежащие перечислению плательщиками в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случае непредставления в течение более двух месяцев органу ПФР необходимых для исчисления страховых взносов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов для исчисления страховых взносов или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить страховые взносы;

5) требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений и осуществлять контроль за выполнением указанных требований.

Указанное положение соответствует пунктам 6, 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1;

6) взыскивать недоимки по страховым взносам, а также взыскивать пени. Порядок взыскания сумм недоимки и пеней установлен пунктом 6 Порядка, главой IX Инструкции и разъяснениями Пенсионного фонда Российской Федерации;

7) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений плательщиков и инкассовых поручений (распоряжений) органов Пенсионного фонда Российской Федерации о списании со счетов плательщиков сумм страховых взносов и пеней.

Данный пункт необходимо применять с учетом пункта 12 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, пункта 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации и Письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N КА-09-27/10792 "О представлении банками органам Пенсионного фонда Российской Федерации справок по операциям и счетам клиентов";

8) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

9) создавать посты уполномоченных на крупных предприятиях в соответствии с Налоговым кодексом. Создание поста уполномоченных на крупном предприятии осуществляется на основании соответствующего постановления Правления ПФР;

10) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании финансовых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства об уплате страховых взносов (пункты 6 - 9 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, пункт 99 Инструкции, разъяснения Пенсионного фонда Российской Федерации);

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N МЗ-09-27/10809 "О признании недействительной государственной регистрации плательщиков страховых взносов");

о ликвидации организации любой организационно - правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

о взыскании задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).

В вышеназванных пунктах 4, 8, 9 и частично 10 указаны полномочия, которых у Пенсионного фонда Российской Федерации ранее не было. Для реализации органами Пенсионного фонда Российской Федерации указанных полномочий не требуется внесения изменений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, так как данные полномочия не являются административными и применяются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в силу статьи 34.1 Налогового кодекса, которой органам Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов предоставлены права налоговых органов.