III. Формы проведения налогового контроля органами Пенсионного фонда Российской Федерации

III. Формы проведения налогового контроля

органами Пенсионного фонда Российской Федерации

Статья 82 Налогового кодекса устанавливает, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом.

Таким образом, органы Пенсионного фонда Российской Федерации в пределах своей компетенции (установленной специальным законодательством) осуществляют полномочия по налоговому контролю.

Проведение налоговых проверок регулируется статьями 87 - 89, 93, 100, 101, 101.1 Налогового кодекса. Полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации по проведению проверок плательщиков на предмет полноты, правильности и своевременности уплаты страховых взносов связаны с публично - правовой обязанностью плательщиков платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации, а также специальное законодательство, регулирующее отношения по уплате страховых взносов).

Статьи 83, 84 Налогового кодекса не применяются к деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку Федеральными законами от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (статья 9) и от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)" (пункт 1 статьи 1) установлен иной порядок учета плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков единого налога на вмененный доход (разъяснения о применении указанных статей плательщикам единого налога на вмененный доход будут доведены до региональных отделений дополнительно).

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральный закон от 02.01.2000 N 38-ФЗ утратил силу с 1 января 2001 года в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ.

Статьей 85 Налогового кодекса на органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, возложена обязанность информировать органы Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 дней о регистрации организации или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Статьей 86 Налогового кодекса установлена обязанность банков выдавать органам Пенсионного фонда Российской Федерации справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в течение пяти дней после мотивированного запроса органа Пенсионного фонда Российской Федерации, а также сообщать об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия счета.

Таким образом, органы Пенсионного фонда Российской Федерации вправе запрашивать у банков справки по операциям и счетам клиентов банков, являющихся плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В случае отказа банка представить по мотивированному запросу органа Пенсионного фонда Российской Федерации справку по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к банку должна применяться ответственность, установленная статьей 135.1 Налогового кодекса (Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N КА-09-27/10792 "О представлении банками органам Пенсионного фонда Российской Федерации справок по операциям и счетам клиентов").

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ статьи 86.1 - 86.3 Налогового кодекса РФ признаны утратившими силу.

Статьи 86.1, 86.2, 86.3 Налогового кодекса не применяются, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации не наделен полномочиями по контролю за расходами физических лиц, такие полномочия предоставлены только налоговым органам.

Статья 87 Налогового кодекса посвящена налоговым проверкам. В рамках реализации полномочий по налоговому контролю органы Пенсионного фонда Российской Федерации проводят камеральные и выездные (документальные) проверки плательщиков на предмет полноты, правильности и своевременности уплаты страховых взносов.

Статья 88 Налогового кодекса применяется с учетом норм специального законодательства. Порядок начисления пеней и взыскания сумм недоимки, а также пеней, штрафов, процентов утвержден Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2000 г. N 72.

Статья 89 Налогового кодекса применяется за исключением положений о проведении инвентаризации имущества, осмотра (обследования) производственных помещений и территорий, выемки документов. Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждается постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статьей 91 Налогового кодекса должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации при предъявлении служебных удостоверений и решения о проведении выездной проверки этого плательщика имеют право доступа на территорию или в помещение плательщика страховых взносов. Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц органов Пенсионного фонда Российской Федерации, проводящих проверку, на территорию или в помещение плательщика страховых взносов влечет ответственность, установленную статьей 124 Налогового кодекса.

Статьи 90, 92, 94 - 99 (которые регулируют вопросы участия свидетеля, осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы, привлечения специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля, участия переводчика и понятых, а также требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля) не применяются, поскольку являются нормами административных полномочий, которые не входят в компетенцию Пенсионного фонда Российской Федерации.

Оформление результатов выездной проверки осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки утверждаются постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.