Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

СОРЕВНОВАНИЯ ПО КРОСС-КАНТРИ

§ 1. Характеристики гонки

Олимпийский кросс - XCO

4.2.001. Продолжительность кросса, проводимого в олимпийском формате, должна находиться в следующих пределах (часы и минуты):

Категория

Минимально

Максимально

Мужчины - юниоры

1.30 (1.15 <*>)

1.45

Женщины - юниорки

1.15 (1.00 <*>)

1.30

Мужчины - до 23 лет

1.45 (1.15 <*>)

2.00

Женщины - до 23 лет

1.30 (1.15 <*>)

1.45

Мужчины - элита

2.00 (1.30 <*>)

2.15

Женщины - элита

1.45 (1.30 <*>)

2.00

--------------------------------

<*> Минимальное время для соревнований международного календаря класса C1, C2 и C3.

При проведении соревнований при чрезвычайно плохих погодных условиях президент коллегии комиссаров может установить другую продолжительность гонки, по возможности близкую к минимальной продолжительности.

4.2.002. Кольцевая трасса кросс-кантри, проводимого в олимпийском формате, должна составлять от 5 до 9 км. В идеальном случае трасса должна иметь форму трилистника.

Каждый километр трассы должен быть размечен при использовании указателей, показывающих оставшийся километраж.

4.2.003. Гонщики стартуют одной группой.

Кросс-кантри на марафонскую дистанцию - XCM

4.2.004. Минимальная продолжительность и дистанция кросс-кантри на марафонскую дистанцию определяются следующим образом:

Категория

Минимальная дистанция

Марафон

60 км

Максимальная дистанция может быть

120 км

Каждые 10 километров трассы должны быть размечены при использовании указателей, показывающих оставшийся километраж. Трасса не должна включать участки, проходимые дважды. Только зона старта и финиша могут располагаться в одном месте.

4.2.005. Гонщики стартуют одной группой.

Кросс-кантри от одного пункта до другого - XCP

4.2.006. Протяженность трассы кросса, проводимого от одного пункта до другого, может составлять от 25 км до 60 км. Гонка должна начинаться в одном месте, а финишировать в другом.

4.2.007. Гонщики стартуют одной группой.

Кросс-кантри, проводимый по короткому маршруту, или критериум - XCC

4.2.008. Старт и финиш гонки находятся в одном месте. Протяженность кольцевой трассы не должна превышать 5 км.

4.2.009. Естественные и/или искусственные препятствия допускаются только в том случае, если они одобрены техническим делегатом UCI или, в случае его отсутствия, президентом коллегии комиссаров.

Кросс-кантри на время - XCT

4.2.010. Протяженность трассы кроссовой гонки на время должна составлять от 5 км до 25 км.

Кросс-кантри командная эстафета - XCR

4.2.011. Командная эстафета по кроссу может быть организована в рамках проведения чемпионата мира и континентального чемпионата в соответствии со статьями 9.2.032 и 9.2.033.

§ 2. Трасса

4.2.012. Трасса гонки кросс-кантри должна включать по возможности лесные дороги, проходить по полям, грунтовым дорогам, иметь участки с гравием, а также значительное количество подъемом и спусков. Мощеные или асфальтовые дороги не должны составлять 15% от общей протяженности трассы.

4.2.013. Трасса должна быть полностью проходимой, несмотря на рельеф и погодные условия. На легко разрушаемых участках трассы должны быть проложены параллельные секции.

4.2.015. Протяженные узкие участки трассы должны чередоваться с более широкими отрезками.

4.2.017. На трассе во время проведения чемпионатов мира, континентальных чемпионатов, соревнований Кубка мира и НС необходимо предусмотреть не менее 6 переходов для зрителей. В зоне перехода посты маршалов должны находиться с двух сторон перехода.

§ 3. Разметка трассы

4.2.018. Трасса гонки должна быть размечена и указана на схеме по следующей системе:

4.2.019. Стрелки (стрелки черного цвета на желтых флуоресцентных щитах) должны указывать направление движения, пересечения и все потенциально опасные участки. Минимальный размер указателя - высота 40 см и ширина 20 см. Указатели со стрелками не должны устанавливаться выше 1,5 м от уровня земли.

4.2.020. Указатели устанавливаются с правой стороны трассы, за исключением участков с правым поворотом. В этом случае указатели должны устанавливаться слева.

4.2.021. Указатели должны устанавливаться на всех пересечениях и за 10 метров после пересечения для указания продолжения маршрута. Неправильное направление должно быть отмечено указателем "X".

4.2.022. На потенциально опасных участках следует установить указатель с одной или более стрелками, направленными вниз, который устанавливается за 10 - 20 метров до препятствия или потенциально опасного участка и непосредственно в опасной зоне.

На особо опасных участках устанавливается указатель с двумя стрелками направленными вниз. Особо опасные участки требуют соблюдения чрезвычайной осторожности и установки указателя с тремя стрелками, направленными вниз.

4.2.023. Для разметки трассы используются следующие знаки:

00000066.png

4.2.024. Участки трассы гонки по кроссу с крутыми или потенциально опасными склонами должны быть ясно размечены и ограждены неметаллическими ограждениями, например бамбуковыми или пластмассовыми шестами (слаломные шесты) высотой 1,5 - 2 метров.

На скоростных участках трассы, отмеченных техническим делегатом, а при его отсутствии, председателем коллегии комиссаров, должны быть натянуты ограждающие ленты согласно схеме, представленной ниже. (Лента должна быть натянута на высоте, не препятствующей телевизионной съемке, - обычно на высоте 50 см от земли.) Участки "Зоны А" должны иметь ширину не менее 2 метров.

00000067.png

4.2.025. Если участки трассы включают препятствия, например, стены, поваленные деревья или пни, для защиты гонщиков могут быть использованы тюки сена или другие подходящие средства. Такие защитные средства не должны препятствовать прохождению трассы.

На некоторых опасных участках, например, там, где трасса проходит вдоль крутого откоса, следует использовать защитную сетку в соответствии со стандартами по безопасности. Ограждающая сетка должна иметь ячейки размером менее 5 см x 5 см.

Любые деревянные мосты или переходы должны быть покрыты нескользящим материалом (ковровое покрытие, мелкая проволочная сетка или специальная краска, препятствующая скольжению). Использование проволочной сетки возможно лишь в том случае, если мосту или рампе не предшествует спуск.

4.2.027. Там, где это возможно, корни, поваленные деревья, выступающие участки горных участков и др. должны быть выкрашены биодеградирующей флуоресцентной краской.

§ 4. Зоны старта и финиша

4.2.028. Баннеры в зоне старте и/или финиша должны быть натянуты непосредственно над линией старта и финиша на высоте не менее 2,5 метров над уровнем земли по всей ширине трассы.

4.2.029. Требования для зоны старта при проведении соревнований по кросс-кантри (гонки с общим стартом):

- ширина не менее 8 метров и длина не менее 50 метров до линии старта.

- ширина не менее 8 метров и длина не менее 100 метров после линии старта.

- старт должен проводиться на равнинном участке или на подъеме.

Первое сужение трассы должно обеспечивать беспрепятственный проход гонщиков.

4.2.030. Требования для зоны финиша при проведении соревнований по кросс-кантри (гонки с общим стартом):

- ширина не менее 4 метров и длина не менее 50 метров перед линией финиша; на чемпионатах мира и в соревнованиях Кубка мира эта зона должна иметь ширину не менее 8 метров и длину не менее 80 метров.

- ширина не менее 4 метров и длина не менее 20 метров после линии финиша; на чемпионатах мира и в соревнованиях Кубка мира эта зона должна иметь ширину не менее 8 метров и длину не менее 50 метров.

- финиш должен быть организован на равнинном участке или на подъеме.

4.2.031. Ограждающие барьеры должны устанавливаться с двух сторон трассы как минимум за 100 метров до и 50 метров после линии старта и финиша.

4.2.032. Последний километр дистанции должен быть ясно обозначен и размечен.

§ 5. Питание - диаграмма зоны питания/технической помощи

Диаграмма 1: зона питания/технической помощи с одной стороны

00000068.png

00000069.png

Диаграмма 2: зоны питания и технической помощи с противоположных сторон

00000070.png

Диаграмма 3: двойная зона питания и технической помощи

00000071.png

00000072.png

4.2.033. Питание гонщиков во время гонки допускается только в специально установленных зонах питания, которые также используются как зоны оказания технической помощи.

4.2.034. Каждая зона питания/оказания технической помощи должна быть организована на равнинном участке трассы или на подъеме с небольшим уклоном и имеющем достаточную ширину. Эти зоны должны иметь достаточную протяженность и располагаться равномерно по всей трассе. Рекомендуется во время проведения соревнований делать двойные зоны питания и зоны оказания технической помощи.

При организации соревнований по кроссу в олимпийском формате (XCO) на трассе устанавливаются две зоны. В соревнований по кроссу в марафонском формате (XCM) устанавливается не менее 3 зон.

4.2.035. Технический делегат ОСФСГ при сотрудничестве с директором соревнования принимают решение по организации зон питания и оказания технической помощи.

4.2.036. Зоны питания/оказания технической помощи должны иметь достаточную ширину, чтобы не мешать остальным гонщикам, проходящим эти зоны без остановки.

Персонал, обслуживающий гонщиков, должен быть одет в командную форму.

4.2.037. Зоны питания/оказания технической помощи должны быть ясно обозначены и пронумерованы. Эти зоны должны быть полностью отгорожены от зрителей. Доступ в эти зоны контролируется комиссарами и/или маршалами.

4.2.039. Физические контакты лиц, ответственных за раздачу питания, и механиков допускаются только в зонах питания/оказания технической помощи.

При подаче фляг с водой и питанием подающий не должен бежать рядом с гонщиком.

4.2.040. Механикам или ответственным за подачу питания запрещено поливать гонщиков или велосипеды водой.

4.2.041. Заменять защитные солнечные очки разрешается только в зонах питания/оказания технической помощи. Территория для замены очков может располагаться в конце зоны.

4.2.042. Ни один гонщик не имеет права повернуть с трассы или развернуться и отправиться в зону питания/оказания технической помощи. Гонщик, поступивший таким образом, дисквалифицируется.

§ 6. Оказание технической помощи

4.2.043. Оказание технической помощи во время гонки допускается только при соблюдении следующих условий.

4.2.044. Во время гонки гонщику может быть оказана техническая помощь по замене любой части велосипеда, кроме рамы. Замена велосипеда не разрешается, и гонщик обязан пересечь линию финиша с тем же номером на руле, с которым он стартовал.

4.2.045. Техническая помощь может быть оказана только в зонах питания/оказания технической помощи.

4.2.046. Запасное оборудование и инструмент для ремонта должен содержаться в этих зонах. Ремонт и замена оборудования должны осуществляться самим гонщиком или с помощью его товарища по команде, механика команды или нейтральной технической помощи. Камера или небольшой инструмент могут быть переданы и после зон питания/оказания технической помощи.

4.2.047. Кроме оказания технической помощи в указанных зонах, техническая помощь на трассе допускается только между членами одной и той же команды по маунтинбайку.

Гонщики во время соревнования могут брать собой необходимый инструмент или запасные принадлежности, наличие которых является безопасным него самого и для других участников соревнований.

4.2.048. Там, где это возможно, маршалы должны располагаться на трассе на расстоянии видимости. Маршалы оповещают друг друга о приближении гонщика коротким свистком.

4.2.049. Все маршалы, находящиеся в потенциально опасных зонах трассы, должны иметь флаг желтого цвета, которым они должны воспользоваться в случае падения гонщика для предупреждения других участников соревнований.

4.2.055. Организатор соревнования обязан принять все меры по обеспечению быстрой эвакуации пострадавших из любой точки трассы. Для достижения труднодоступных участков трассы должны использоваться вездеходные транспортные средства (мотоциклы, квадроциклы, др.), управляемые опытными водителями, способными быстро достичь нужного участка. Потенциально опасные участки должны быть ясно отмечены и быть доступными для подъезда машин неотложной помощи (при необходимости следует предусмотреть использование транспортных средств с приводом на четыре колеса).

4.2.056доп. Организатор должен предоставить мотоцикл для обозначения начала гонки ("лидер") и еще один - для конца гонки ("метлы"). Для соревнований олимпийского формата у лидера впереди должен быть прикреплен дисплей, отражающий сколько кругов осталось до конца гонки.

§ 8. Процедура гонки

Тренировка

4.2.057. Организатор соревнований должен обеспечить полную разметку трассы и ее доступность для тренировок не позднее чем за 24 часа до старта первой гонки. Во время официальных тренировок гонщики должны иметь номера на руле.

Классификация

4.2.059. Гонщики, сошедшие с гонки, классифицируются как нефинишировавшие гонщики (Н/Ф или DNF-анг.) и не получают очки по данной гонке.

4.2.060. Гонщики, которых обогнали на круг, должны завершить круг и сойти с дистанции через обозначенный створ перед финишной прямой или в "80%" зоне в соответствии со статьей 4.2.061, если данное правило приемлемо. Эти гонщики регистрируются в финишном протоколе в порядке, в котором их сняли, с указанием количества незавершенных кругов.

4.2.061. Решение о том, будет ли применяться правило "80%" на гонке Олимпийского формата (XCO), принимается президентом коллегии комиссаров после обсуждения с организатором. Любой гонщик, чье показанное время на 80% медленнее, чем время первого круга лидера, должен быть снят с гонки. Он должен покинуть гонку в конце круга, в зоне, организованной специально для этой цели (зона "80%"), за исключением случая, когда лидер уже уехал на заключительный круг. Это правило должно применяться на Кубках мира, чемпионатах мира и Олимпийских играх в гонках XCO.

4.2.062. Гонщики, снятые с гонки в соответствии со статьей 4.2.061, классифицируются в финишном протоколе в порядке, в котором их сняли, с указанием количества кругов отставания.

§ 9. Многодневные гонки

Общие правила

4.2.063. Многодневная гонка на маунтинбайке представляет собой серию соревнований по кросс-кантри, в которой принимают участие индивидуальные гонщики и команды. Гонщики должны заканчивать каждый этап согласно регламенту соревнования, для того чтобы быть допущенными к старту на следующем этапе.

4.2.066. В многодневной гонке могут принимать участие как команды, так и отдельные гонщики. Мужская команда может состоять из 2 (минимально) - 8 (максимально) гонщиков, а женская команда - из 2 (минимально) - 6 (максимально) гонщиц.

Протяженность и количество этапов

4.2.067. Продолжительность многодневной гонки составляет минимально 3 дня и максимально девять дней. В течение одного дня может быть организован только один этап. Старт этапов не может быть назначен на время раньше 9:00.

4.2.068. Для проведения на этапах могут быть выбраны различные виды соревнований по кросс-кантри, перечисленные в Статьях с 4.2.001 по 4.2.010.

4.2.069. Дистанция и продолжительность этапов:

- XCO (олимпийский формат): кольцевая трасса длиной от 5 до 9 км;

- XCM (марафон): этапы от 60 до 120 км;

- XCP (из пункта в пункт): трасса или круг протяженностью от 25 до 60 км;

- XCC (критериум): кольцо не более 5 км. Длительность гонки от 30 до 60 минут;

- XCT (гонка на время): от 5 до 25 км;

- Командная гонка на время: от 5 до 25 км. Время берется по второму гонщику и идет в зачет командной генеральной классификации.

Классификация

4.2.070. Индивидуальная мужская и женская генеральная классификация является обязательной.

Генеральная классификация в индивидуальном зачете определяется по сумме времени прохождения каждого этапа.

4.2.071. Дополнительно может применяться мужская и женская командная генеральная классификация.

За исключением командных гонок на время, мужская и женская командная генеральная классификация определяется при добавлении времени двух лучших гонщиков (гонщиц) на каждом этапе.

4.2.072. Бонусы и штрафы по времени учитываются.

Технические мероприятия

4.2.073. При проведении многодневной гонки в течение трех дней нельзя осуществлять более одного перемещения на транспортных средствах. Продолжительность каждого такого перемещения не должна превышать трех часов. Перемещение продолжительностью менее одного часа не учитывается.

4.2.074. Нейтральные старты могут быть использованы для 75% этапов (максимально). Протяженность этапов с нейтральными стартами не должна превышать 35 км. Машина сопровождения, идущая впереди группы гонщиков, должна контролировать скорость движения спортсменов до линии старта. Старт принимается с места. Старт должен быть дан в течение 30 минут после прибытия сопровождающего автомобиля или через 3 часа после его прибытия.

4.2.075. На всех этапах, кроме индивидуальной гонки на время, на трассе должно находиться два мотоцикла (лидирующий мотоцикл и мотоцикл "метла").

4.6.014. Организатор должен предоставить отличительную форму лидеру в индивидуальной генеральной классификации.