2. Инфраструктурные (естественные) монополии

Преобразования в отраслях экономики, представляющих собой инфраструктурные (естественные) монополии, нацелены на:

- повышение "прозрачности" в их деятельности и финансовой отчетности;

- повышение эффективности их функционирования и тем самым конкурентоспособности;

- укрепление платежно-расчетной дисциплины;

- сокращение доли бартера в структуре взаимных платежей.

Для достижения этих целей Правительством России приняты решения, в соответствии с которыми ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", ОАО "Российские железные дороги" и АК "Транснефть" будут ежеквартально составлять и публиковать свою финансовую учетную документацию в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Предполагается, что 28 стандартов будут введены к концу 1999 года и уже за первый квартал 2000 года учетная документация будет составлена и опубликована в соответствии с новыми стандартами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 476)

(см. текст в предыдущей редакции)

В июле 1998 года Правительством России было выпущено распоряжение, согласно которому консолидированные финансовые отчеты названных организаций должны ежегодно проверяться независимыми квалифицированными аудиторами по международным стандартам аудита. Результаты аудиторских проверок должны публиковаться не позднее чем через 6 месяцев после истечения соответствующего финансового года.

Правительство России обеспечит контроль за соблюдением инфраструктурными монополиями экономически обоснованных принципов ценообразования на основе учета издержек. Для этого будет принято соответствующее постановление Правительства.

В монопольных отраслях, включая электроэнергетику, газовую промышленность, железнодорожный и нефтяной транспорт, будет неуклонно сокращаться объем расчетов в неденежной форме. Правительство России намерено настойчиво вести работу в этом направлении и преодолеть в конечном счете практику неплатежей. Доля денежных платежей в рамках ежеквартальных продаж будет составлять:

- По электро- и теплоэнергии для систем центрального отопления, отпускаемых РАО "ЕЭС России" и АО "Энерго": 40% к концу 1999 года; 75% к концу 2000 года.

- По природному газу, отпускаемому "Межрегионгазом": 40% к концу 1999 года; 75% к концу 2000 года.

- По грузовым железнодорожным перевозкам, осуществляемым МПС: 65% к концу 1999 года; 90% к концу 2000 года.

- По транспортировке нефти АК "Транснефть": 95% к концу 1999 года.

Правительством России будет сокращен перечень "стратегических" предприятий, которым нельзя отключать энергопитание, и пересмотрена практика работы на энергетическом рынке "перепродавцов", оптом покупающих энергию у производителей и реализующих ее населению. Летом будет принято постановление Правительства России, предусматривающее, что РАО "ЕЭС России", АО "Энерго", ОАО "Газпром" и МПС России должны будут ежемесячно составлять оперативные отчеты с указанием общей суммы выставленных счетов, полученных платежей и накопленной дебиторской задолженности по каждому федеральному ведомству и организациям, финансируемым из федерального бюджета, по региональным администрациям и организациям, финансируемым из региональных бюджетов, по муниципалитетам и организациям, финансируемым из муниципальных бюджетов. По этим отчетам будут определяться наиболее крупные должники. Предусматривается, что уже со второго полугодия 1999 года кредиторская задолженность инфраструктурным монополиям со стороны соответствующих федеральных министерств и ведомств не должна превышать уровня, эквивалентного объему 30-дневных поставок.

С целью улучшения собираемости платежей разрабатываются меры по ограничению или прекращению энергоснабжения физических лиц и организаций, которые не платят по счетам. Предусматривается направить поправки к статье 546 и другим разделам Гражданского кодекса в Государственную Думу Федерального Собрания для принятия их осенью этого года, а также разработать соответствующие нормативные документы, где будет подробно изложен порядок прекращения обслуживания всех категорий потребителей в случае неплатежей.

Увеличение доли денежных средств в структуре взаимных платежей будет обеспечиваться следующими мерами. Правительство России восстановит систему взимания акциза на газ по методу начисления. Кроме того, будут устранены некоторые факторы, подталкивающие предприятия энергетики к бартерным и иным неденежным операциям. Для этого в установленном порядке предусматривается запретить в сфере закупок материально-технических ресурсов и реализации продукции использование услуг посредников, осуществляющих бартерные операции и помогающих предприятиям избежать поступления денежных средств на их счета, а также разработать и принять "прозрачные" правила закупок на основе открытых конкурсных торгов. Что касается определения тарифов на поставки энергии, то Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) обеспечит возможность регулирующим органам учитывать издержки и закупки на нормативной основе, а издержки и прибыль от поставок - на основе учета по принципу начислений (и с применением по мере внедрения методов бухгалтерского учета, соответствующих МСФО).

Предусматривается обеспечить справедливое и своевременное распределение денежных сборов между участниками цепи поставок. С этой целью разрабатывается проект федерального закона и пакет соответствующих нормативных документов, которые сформируют всеобъемлющую правовую базу для применения таких механизмов, как авансовые платежи, аккредитивы (в том числе револьверные аккредитивы), совместные счета (счета, совместно подписываемые заинтересованными сторонами) и счета типа "эскроу", которые могут использоваться любым участником цепи поставок. Правительство России обеспечит широкое распространение информации о выгодах использования этих механизмов для решения проблемы неплатежей.