Газовая промышленность

Преобразования в этой отрасли призваны создать привлекательный климат для дальнейших инвестиций; повысить эффективность во всех звеньях цепочки поставок газа; обеспечить "прозрачность" в деятельности и отчетности ОАО "Газпром" и тем самым улучшить условия конкуренции; усовершенствовать методы регулирования цен на продукцию и услуги отрасли; сократить объемы сжигания газа в факелах до минимального уровня.

В июле 1998 года Правительством Российской Федерации как основным акционером было принято решение подготовить и рассмотреть на заседании правления ОАО "Газпром" следующие вопросы:

- реорганизация системы транспортировки газа; при этом предусматривается создать одну или несколько транспортных компаний на базе основных транспортных коридоров;

- реформирование методов управления в системе предприятий ОАО "Газпром"; при этом предусматривается обеспечить их функционирование в качестве отдельных подразделений, самостоятельно производящих расходы и получающих прибыль, с собственным управленческим персоналом и собственной отчетностью; годовые отчеты о деятельности этих подразделений должны соответствовать международным стандартам финансовой отчетности и международным стандартам аудита;

- приведение организационно-правового статуса предприятий ОАО "Газпром" в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Собрание акционеров ОАО "Газпром" должно принять решение об учреждении транспортной компании или компаний и внести соответствующие поправки в устав ОАО "Газпром". Предусматривается, что к концу года она будет зарегистрирована и приступит к работе с 1 января 2000 г.

В январе 1999 года Правительством России принято постановление, освобождающее от уплаты акциза на газ независимых производителей, которые не входят в состав ОАО "Газпром" (АО "Якутгазпром", АО "Норильскгазпром" и АО "Сахалинморнефтегаз"). Помимо этого во втором полугодии 1999 года Правительство России планирует утвердить обновленную концепцию налогообложения в газовой отрасли, которая, среди прочего, предусматривает:

- стимулирование новых инвестиций в газоснабжение;

- обеспечение определенного уровня экономической ренты от использования производственных мощностей, созданных за счет государства, и / или от предприятий-монополистов в данной отрасли;

- обеспечение финансовой устойчивости инвестиций в мероприятия по сбору и транспортировке попутного газа для предотвращения сжигания его в факелах.

К концу 1999 года Правительством России будут разработаны и приняты нормативные акты, обеспечивающие реализацию концепции. По тем вопросам, реализация которых потребует изменения действующего законодательства, Правительство России направит в Государственную Думу Федерального Собрания поправки к соответствующим законам и примет меры для их принятия к середине 2000 года.

Федеральная энергетическая комиссия существенно обновила Временное положение о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на природный газ. Теперь оно базируется на принципах, позволяющих:

- обеспечивать предприятиям газоснабжения возмещение за счет потребителей обоснованных затрат, понесенных в связи с оказанием услуг, включая получение разумной прибыли на инвестированный капитал;

- стимулировать эффективную деятельность во всех звеньях цепочки поставок газа;

- отражать в тарифах разницу в себестоимости обслуживания различных категорий потребителей и в различных географических регионах.

Правительство России предусматривает обеспечить финансовую устойчивость предприятий газовой отрасли, увязывая любое повышение цен с фактическим ростом издержек. С этой целью в том случае, если будет принято решение о необходимости индексации цен на природный газ, ФЭК разработает механизмы индексации некоторых или всех составляющих цены - с учетом структуры затрат и доходов предприятий и с увязкой общего повышения издержек с изменением каждого из основных факторов.

В настоящее время опубликованы две концепции совершенствования методологии установления цен на услуги, связанные с добычей, транспортировкой и поставкой природного газа (газоснабжением). При общем согласии по вопросам установления тарифов на транспортировку газа, на концептуальном уровне продолжаются дискуссии в отношении необходимости и методов регулирования цен на услуги по его добыче и поставке. С учетом этой констатации ФЭК предложит во втором полугодии 1999 года подробную методику формирования регулируемых тарифов на транспортировку газа, а также рассчитанные по этой методике тарифы, с тем чтобы в качестве временной меры они могли быть введены с начала 2000 года, а в четвертом квартале 2000 года при положительном экономическом эффекте - на постоянной основе. Кроме того, будет разработана и в четвертом квартале 1999 г. утверждена концепция регулирования цен монопольных производителей и поставщиков газа (т.е. производителей и поставщиков, на долю которых приходится более 35 процентов соответствующих рынков), обеспечивающая защиту их потребителей и конкурентов от возможных злоупотреблений монопольным положением. Подробные методики ценообразования, составленные на основе этой концепции, должны быть готовы к весне 2000 года.

С целью повышения финансовой устойчивости и эффективности работы газораспределительных компаний ФЭКом разработана и опубликована методика определения тарифов на их услуги (в том числе на транспортировку газа по местным сетям). Это послужит ускоренному освоению названных методик на территории многих регионов России, обеспечит разумную аппроксимацию себестоимости поставок газа и даст потребителям четкое представление о стоимости получаемой ими энергии.

Региональным энергетическим комиссиям (РЭК) будут делегироваться полномочия по регулированию тарифов на распределение газа - при условии, что эта работа будет осуществляться ими в соответствии с принципами и процедурами, разработанными ФЭКом.

Во втором полугодии 1999 года Правительство России опубликует для обсуждения обзорный материал по реализации постановления об обеспечении доступа независимых производителей газа к газотранспортным сетям. Этот обзор будет содержать:

- статистические данные за последний год по динамике доли независимых производителей на занимаемом ими сегменте рынка, в поставках и заключении новых контрактов;

- сравнительный анализ цен, уплачиваемых независимыми производителями, и регулируемых цен на входе в местные газораспределительные системы;

- данные опроса не менее 10 независимых производителей относительно сильных и слабых сторон программы, реализуемой в соответствии с этим постановлением.

При необходимости Правительство России предложит дополнительные меры, обеспечивающие недискриминационный доступ независимых производителей и поставщиков, а также расширение возможностей недискриминационного доступа иностранных производителей газа на российские рынки - с учетом действующих международных соглашений.

В третьем квартале 1999 года Правительство России разработает и направит в Государственную Думу Федерального Собрания проект закона о лицензировании всех участников цепочки поставок газа. Эти лицензии будут определять права и обязанности их держателей, в том числе разрешенную степень их вертикальной интеграции. Предполагается, что процесс лицензирования будет завершен ко второму кварталу 2000 года.

Правительство озабочено проблемой сжигания в факелах газа, попутно добываемого в процессе добычи сырой нефти. Это связано с огромными издержками: уничтожается ценный энергетический ресурс, наносится ущерб окружающей среде, тормозится освоение новых нефтяных месторождений.