Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Общие указания

Настоящая инструкция по применению единой журнально - ордерной формы счетоводства предназначена для небольших промышленных предприятий, строительных, снабженческих, сбытовых и других хозяйственных организаций.

Небольшими промышленными предприятиями, строительными, снабженческими, сбытовыми и другими хозяйственными организациями можно, как правило, считать такие, в которых число счетных работников не превышает 5 - 7 человек. Совнархозы, министерства, ведомства и управления (отделы) исполкомов устанавливают, на каких предприятиях и хозяйственных организациях следует применять регистры, предназначенные для небольших предприятий и организаций.

Единая журнально - ордерная форма счетоводства основана на использовании по всем разделам бухгалтерского учета принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций.

Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по использованию этих средств за отчетный месяц. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров.

Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, как единый рабочий процесс. Журнал хронологической регистрации хозяйственных оборотов не ведется.

Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для руководства и контроля за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия (хозяйственной организации), а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.

Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, совместно, в единой системе записей. В качестве обособленных аналитических регистров сохраняются лишь инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, сортовые сальдовые ведомости по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий.

В единой журнально - ордерной форме счетоводства применяются два вида бухгалтерских регистров: журналы - ордера и вспомогательные ведомости.

Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы - ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда требующиеся аналитические показатели сложно обеспечить непосредственно в журналах - ордерах. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы - ордера.

В основу построения журналов - ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Показатели синтетического учета регистрируются по данным первичных документов только по кредиту соответствующих счетов, в корреспонденции с дебетуемыми счетами.

В порядке исключения, кассовые операции, операции по расчетному и спецссудному счету в банке, по зачету взаимных требований и по специальному счету по капитальным вложениям регистрируются как по кредиту, так и по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необходимо для контроля и для того, чтобы не разобщать кассовые и банковские документы для записей в различных журналах - ордерах.

Итоговые данные журналов - ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Шахматная контрольная ведомость или шахматный баланс не ведется. Не составляется также баланс оборотов. Сальдовый баланс составляется по данным Главной книги, с использованием в необходимых случаях отдельных показателей из учетных регистров.

Исходя из принципа регистрации учетных данных по кредитовому признаку, записи по кредиту каждого синтетического счета (в корреспонденции с дебетуемыми счетами) производятся полностью в одном каком-либо журнале - ордере. Дебетовые обороты по соответствующему синтетическому счету выявляются в различных журналах - ордерах - по мере регистрации в них записей по кредиту корреспондирующих с ним счетов. После перенесения итоговых данных из всех журналов - ордеров в Главную книгу в последней выявляются данные по дебету каждого счета.

Дебетовые обороты по счетам, по которым синтетический и аналитический учет ведется объединенно, в единых регистрах, также находят отражение в журналах - ордерах, предназначенных для регистрации записей по кредиту этих счетов. Журналы - ордера, в которых наряду с записями по кредиту определенных синтетических счетов ведется и аналитический учет, содержат два раздела: один - для записи операций по кредиту счета (собственно журнал - ордер), другой - для отражения показателей аналитического учета.

Журналы - ордера построены таким образом, что в них отражаются однородные по экономическому содержанию операции, а также операции, счетно связанные между собой. Поэтому предусмотренные журналы - ордера предназначены для отражения операций по кредиту нескольких синтетических счетов, одинаковых по своему экономическому содержанию; для каждого из них в регистре отведен раздел или графа.

Для обеспечения правильной группировки данных первичных документов в журналах - ордерах предусмотрены типовая корреспонденция по кредиту счетов и перечень необходимых показателей для месячной, квартальной и годовой отчетности. В журналах - ордерах, предназначенных для синтетического и аналитического учета, кроме того, предусмотрены необходимые позиции (статьи) аналитического учета.

Таким образом, в основу построения единой журнально - ордерной формы счетоводства положены следующие важнейшие ее принципы:

производство записей в журналах - ордерах в порядке регистрации операций только по кредиту счета, в корреспонденции с дебетуемыми счетами;

совмещение, как правило, в единой системе записей синтетического и аналитического учета;

отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций в разрезе показателей, требующихся для контроля и составления периодической и годовой отчетности;

применение объединенных журналов - ордеров по счетам, счетно и экономически связанным друг с другом;

применение регистров с заранее указанной корреспонденцией счетов, номенклатурой статей аналитического учета, с показателями, требующимися для составления периодической и годовой отчетности;

применение месячных журналов - ордеров.

Изменение этих принципов единой журнально - ордерной формы счетоводства может быть произведено лишь по согласованию с Министерством финансов СССР.

Записи в регистрах производятся по мере поступления документов либо итогами за месяц, в зависимости от характера и содержания операции.

На документах, данные которых включены в журналы - ордера и ведомости, указываются номера соответствующих регистров и порядковые номера записи (номер строки). По документам, данные по которым отражены в регистрах общим итогом, номер регистра и порядковый номер записи приводятся на отдельном листе, прикрепляемом к сброшюрованным документам.

Итоговые записи в журналах - ордерах подлежат обязательной сверке с данными первичных документов, на основании которых произведены записи. Это обеспечивает надлежащий контроль за правильностью учета хозяйственных операций. В журналах - ордерах, учетные данные которых не могут быть проконтролированы путем их сопоставления с соответствующими показателями других регистров, общий итог по кредиту счета проставляется на основе подсчета сумм по первичным документам. Итоговые данные по документам используются для проверки полученных в журнале - ордере итогов по отдельным корреспондирующим счетам.

Суммы, относимые в дебет тех счетов, по которым аналитический учет ведется в соответствующих им журналах - ордерах или ведомостях, расшифровываются и группируются по субсчетам или статьям аналитического учета на строках, специально предназначенных для этих целей, без составления каких-либо справок или расшифровок.

В журналах - ордерах, в которых отражаются аналитические данные, записи этих данных производятся итогами за месяц. Итоги за месяц устанавливаются подсчетом сумм по соответствующим статьям, согласно аналитическим показателям данного журнала - ордера, а также журналов - ордеров, где выявились обороты в корреспонденции с дебетом счета, по которому производится запись необходимых показателей.

На всех регистрах указывается название месяца, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - и наименования синтетических счетов. В конце месяца регистры подписываются лицами, производившими записи. Все журналы - ордера подписываются, кроме того, главным (старшим) бухгалтером предприятия (организации) или уполномоченным им на то лицом. В регистрах, из которых необходимые показатели переносятся в Главную книгу или в другие регистры, делается соответствующая отметка.

Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах до проставления в них итогов, осуществляется в следующем порядке: ошибочная запись зачеркивается красными чернилами, а правильная сумма приводится над зачеркнутой - черными чернилами. Если ошибка обнаружена в журнале - ордере после проставления в нем итогов, но до внесения их в Главную книгу, исправление должно быть сделано в предусмотренных после итогов свободных строках или графах.

После записи в Главную книгу итогов журналов - ордеров никакие исправления в них не допускаются. Необходимые уточнения оборотов оформляются справками бухгалтерии и приводятся в учетных регистрах на дополнительных строках и в графах, специально предназначенных для указанных целей. В этих случаях дополнительные записи заносятся в Главную книгу обособленно, на отдельной строке.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в журналах - ордерах отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красным).

Главная книга используется для обобщения данных журналов - ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса. В Главной книге показывается вступительное сальдо, текущие обороты и исходящее сальдо по каждому синтетическому счету. Запись текущих оборотов в Главную книгу является одновременно и регистрацией учетных данных, отраженных в журналах - ордерах.

В Главной книге текущие обороты приводятся только по счетам первого порядка. Обороты по кредиту каждого синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету - в сумме по каждому соответствующему журналу - ордеру в целом, безотносительно к корреспонденции счетов.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Главная книга открывается на год. На каждый счет отводится один или два листа. Если открываются два листа, то второй лист используется как вкладной к основному.

Регистры единой журнально - ордерной формы счетоводства построены на основе плана счетов бухгалтерского учета производственно - хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций союзного, республиканского и местного подчинения, утвержденного Министерством финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР 28 сентября 1959 г. N 295.

С целью упрощения техники учета в регистрах единой журнально - ордерной формы счетоводства для небольших предприятий, строек и других хозяйственных организаций по некоторым однородным счетам операции группируются (на одном из них). Так:

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, который введен в действие с 1 января 2001 года.

┌─────────────┬───────────────────────────────────┬──────────────┐

│Номер счета, │ Наименование счетов │Номера счетов,│

│ на котором │ │ операции │

│группируются │ │ которых │

│ операции │ │ группируются │

├─────────────┼───────────────────────────────────┼──────────────┤

│ 05 │Сырье и материалы │05, 06, 08, 09│

│ 07 │Строительные материалы и│ │

│ │оборудование к установке │07, 11 │

│ 20 │Производство │20, 21, 23 │

│ 26 │Общезаводские и цеховые расходы │25, 26 │

│ 33 │Капитальные вложения и формирование│ │

│ │основного стада │33, 34, 35 │

│ 45 │Товары отгруженные, выполненные│ │

│ │работы и услуги │45, 64 │

│ 51 │Счета в банке, аккредитивы и прочие│ │

│ │денежные средства │51, 53, 55, 56│

│ 76 │Расчеты с разными дебиторами и│ │

│ │кредиторами │61, 67, 73, 76│

│ 77 │Внутренние расчеты │77, 79 │

│ 87 │Специальные фонды, целевое│ │

│ │финансирование и поступление │87, 96 │

│ 93 │Финансирование капитальных вложений│ │

│ │и затрат на формирование основного│ │

│ │стада │93, 94 │

└─────────────┴───────────────────────────────────┴──────────────┘

Для небольших предприятий, строек и хозяйственных организаций предусмотрены следующие регистры единой журнально - ордерной формы счетоводства.

┌─────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐

│ Номера │ │

├──────────┬──────┤ Наименование и назначение регистров │

│журналов -│ведо- │ │

│ ордеров │мостей│ │

├──────────┼──────┼──────────────────────────────────────────────┤

│ │ │ Учет денежных средств │

│ │ │ │

│ 1 │ - │Журнал - ордер по счетам N 50, 51 (51, 53, 55,│

│ │ │56) и 54. │

│ │ │К журналу - ордеру предусмотрен вкладной│

│ │ │лист, используемый для учета операций по│

│ │ │расчетному счету, когда в течение месяца│

│ │ │имеется больше 8 выписок банка. │

│ │ │ │

│ │ │ Учет кредитов и ссуд банков │

│ │ │ │

│ 2 │ - │Журнал - ордер по счетам N 90 и 92. │

│ │ │ │

│ │ │ Учет расчетов │

│ │ │ │

3 │ - │Журнал - ордер по счетам N 60, 71, 76 (61,│

│ │ │67, 73, 76) и 77 (77, 79). │

│ - │ 1 │Ведомость аналитического учета расчетов с│

│ │ │поставщиками и подрядчиками (к счету N 60).│

│ │ │К ведомости предусмотрен вкладной лист,│

│ │ │используемый при условии поступления в│

│ │ │течение месяца более 30 счетов - фактур (на│

│ │ │каждые дополнительные 50 счетов - фактур -│

│ │ │один лист). │

│ - │ 2 │Ведомость (годовая) аналитического учета│

│ │ │расчетов с разными дебиторами и кредиторами,│

│ │ │кроме отражаемых на счете N 60. │

│ │ │К ведомости предусмотрен вкладной лист,│

│ │ │используемый при наличии более 15 дебиторов и│

│ │ │кредиторов и для отражения операций по│

│ │ │отдельным месяцам (на каждые 25 дебиторов и│

│ │ │кредиторов - один лист на месяц). │

│ - │ 3 │Ведомость учета расчетов в порядке зачета│

│ │ │взаимных требований. │

│ │ │ │

│ │ │ Учет уставного фонда, основных средств │

│ │ │ и их износа │

│ │ │ │

│ 4 │ - │Журнал - ордер по счетам N 01, 02, 74 и 85. │

│ │ │ │

│ │ │ Учет затрат на производство и издержек │

│ │ │ обращения │

│ │ │ │

5 │ - │Журнал - ордер по счетам N 03, 05 (05, 06,│

│ │ │08, 09), 12, 13, 20 (20, 21, 23), 24, 26 (25,│

│ │ │26), 29, 31, 69, 70, 82, 86 и 88 (для│

│ │ │промышленных предприятий). │

5-с │ - │Журнал - ордер по счетам N 03, 07 (07, 11),│

│ │ │12, 13, 20 (20, 21, 23), 27, 28, 29, 30, 31,│

│ │ │69, 70, 86 и 88 (для строительных│

│ │ │организаций). │

│ - │ 4 │Ведомость аналитического учета затрат│

│ │ │непромышленных хозяйств. │

│ - │ 5 │Ведомость учета движения материальных│

│ │ │ценностей (для промышленных предприятий). │

│ - │ 5-с │Ведомость учета движения материальных│

│ │ │ценностей и распределения зарплаты (для│

│ │ │строительных организаций). │

│ │ │ │

│ │ │ Учет уставного фонда, основных средств │

│ │ │ товарно - материальных ценностей и сдачи │

│ │ │ строительно - монтажных работ │

│ │ │ │

6 │ - │Журнал - ордер по счетам N 40, 43, 45 (45, 64)│

│ │ │и 46. │

│ │ │К журналу - ордеру предусмотрен вкладной лист,│

│ │ │который используется, если в отчетном месяце│

│ │ │выписывается более 30 счетов - фактур (на│

│ │ │каждые дополнительные 50 счетов - фактур -│

│ │ │один лист). │

│ │ │ │

│ │ │ Учет отвлеченных средств, │

│ │ │ специальных фондов, средств целевого │

│ │ │ финансирования и финансовых │

│ │ │ результатов │

│ │ │ │

│ 7 │ - │Журнал - ордер по счетам N 80, 87 (87, 96)│

│ │ │и 99. │

│ │ │ │

│ │ │ Учет затрат по капитальным вложениям, │

│ │ │ формирования основного стада │

│ │ │ и их финансирования │

│ │ │ │

│ 8 │ - │Журнал - ордер по счетам N 07 (07, 11), 33│

│ │ │(33, 34, 35), 75 и 93 (93, 94). │

│ - │ 6 │Ведомость аналитического учета затрат по│

│ │ │законченным капитальным вложениям. │

│ │ │К ведомости предусмотрен вкладной лист,│

│ │ │используемый при наличии более 30 объектов│

│ │ │капитальных вложений (на каждые 50 объектов -│

│ │ │один лист). │

│ - │ - │Главная книга (отдельными листами). │

└──────────┴──────┴──────────────────────────────────────────────┘

В регистрах журнально - ордерной формы счетоводства для небольших предприятий, строек и хозяйственных организаций не предусмотрено отражение операций по некоторым счетам, а именно:

по счету N 10 "Заготовление сельскохозяйственной продукции";

по счету N 14 "Переоценка материальных ценностей";

по счету N 36 "Геолого - разведочные работы";

по счету N 47 "Внутрисистемный отпуск товаров";

по счету N 65 "Расчеты по закупкам сельскохозяйственной продукции".

Если появится необходимость в использовании вышеуказанных счетов, следует операции по кредиту счетов N 10, 14 и 65 отражать в журнале - ордере N 3 (в свободных графах), по кредиту счета N 36 - в журнале - ордере N 8 (в одной из граф 8 - 12). Операции по счету N 47 следует отражать в журнале - ордере N 6 как по субсчету счета N 46 "Реализация".

Порядок хранения бухгалтерского архива при журнально - ордерной форме счетоводства (журналов - ордеров, вспомогательных ведомостей к ним и первичных документов) должен обеспечить возможность быстрого нахождения документов по каждой записи в учетных регистрах.

Первичные бухгалтерские документы хранятся отдельно от журналов - ордеров или ведомостей аналитического учета. Каждая партия документов текущего месяца, относящаяся к какому-либо одному журналу - ордеру или к одной ведомости, формируется отдельно. При этом внутри папки документы брошюруются в порядке последовательности записей в журнале - ордере или ведомости. К каждой группе документов, относящейся к отдельному журналу - ордеру или ведомости, должна прилагаться справка для архивного хранения.

Архивная справка является прокладкой между документами по кредиту каждого балансового счета и поэтому обычно печатается на цветной бумаге по следующему образцу:

СПРАВКА (для архива)

за 196_ г.

ЖУРНАЛ - ОРДЕР N __________

СЧЕТ N _______________________________________________________

(наименование счета)

Документы с N ________ по N __________ в количестве ______________

Гл. (ст.) бухгалтер

Брошюруются документы в месячные папки в порядке номеров журналов - ордеров. На папках указываются: наименование предприятия или организации, название и порядковый номер папки (дела) с начала года, отчетный период (год, месяц), номер журнала - ордера или ведомости, количество листов в папке (деле).

Если по какому-либо журналу - ордеру или ведомости число первичных документов незначительно, хранение каждой партии этих документов производится в годовых папках. При этом документы одного месяца отделяются от документов другого месяца разделителями (прокладками).

Расчетные ведомости по заработной плате хранятся в отдельной папке - по месяцам или в целом за год, в зависимости от количества ведомостей.

Журналы - ордера хранятся в папках, открываемых на год отдельно для каждого из них.

Вспомогательные ведомости N 1, 2, 3 и 4 хранятся в годовых папках. Каждая ведомость - отдельно.

Ведомости N 5 и 5-с хранятся при документах под архивными справками к счету N 05 (05, 06, 08, 09) "Сырье и материалы", N 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и N 70 "Расчеты с рабочими и служащими".

Папки для хранения журналов - ордеров и ведомостей следует изготовить по формату последних, с внутренними корешками в них (в виде узких полосок). К каждому корешку приклеивается бланк журнала - ордера или ведомости в хронологической последовательности сверху вниз.