Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Журнал - ордер N 6

Журнал - ордер N 6, в котором отражаются операции по учету готовой продукции, сдаче строительных работ, отгрузке и реализации, построен в следующем порядке.

Собственно журнал - ордер расположен на 1 странице.

Страницы 2 и 3 предназначены для накапливания и группировки в необходимых разрезах данных счетов - фактур или других заменяющих их документов на отгруженные товарно - материальные ценности и для отметок об оплате счетов - фактур, отказе от оплаты или зачете.

На последней странице помещены три таблицы: "Движение готовых изделий", "Аналитические данные по внепроизводственным расходам" и "Расчетные аналитические данные по отгрузке, отпуску и реализации продукции и материальных ценностей".

Графа "Б" на 1 странице журнала - ордера предназначена для указания статей и счетов при записи операций по дебету счетов N 03, 20 (20, 21, 23), 26 (25, 26) и др.

Свободные графы (5, 6 и 8, 9) предназначены для отражения операций снабженческих и сбытовых организаций, а также для исправительных и промежуточных итоговых записей.

Открывается журнал - ордер N 6 в следующем порядке.

На 1 число месяца, во внутреннем развороте журнала - ордера, записывается сальдо по товарам отгруженным, выполненным работам и услугам - по каждому счету - фактуре, причем заполняются графы "А" - "Г" и 18.

На последней странице в таблице "Движение готовых изделий" проставляется по строке 1 остаток готовых изделий на начало месяца по учетным ценам и по фактической себестоимости.

В таблице "Расчетные аналитические данные..." по п. 1 в соответствующих графах проставляется остаток товарно - материальных ценностей, отгруженных на начало месяца по ценам в счетах - фактурах и по фактической себестоимости.

Записи в журнале - ордере N 6 производятся в следующем порядке.

Во внутреннем развороте журнала - ордера производится регистрация счетов - фактур или заменяющих их документов на отгруженные продукцию и материальные ценности, причем записи делаются в графах "А" - "Г" и 1 - 18.

Если количество счетов - фактур или заменяющих их документов за месяц более 30, необходимо для отражения операций по ним использовать один или несколько вкладных листов (каждый вкладной лист рассчитан на запись в нем 60 счетов - фактур).

В графах 1 - 11 накапливание данных счетов - фактур или заменяющих их документов производится по группам отгруженных товарно - материальных ценностей, требующимся для заполнения форм отчетности о реализации: готовые изделия (без ширпотреба из отходов), ширпотреб из отходов, работы и услуги промышленного характера, работы и услуги непромышленного характера, материалы, тара и т.п.

По готовым изделиям (включая ширпотреб из отходов) одновременно накапливаются и количественные данные по их наименованиям. Если предусмотренных в журнале - ордере N 6 граф будет недостаточно для отражения количественных данных, необходимо в разворот журнала - ордера вшить вкладной лист.

Такой порядок целесообразно применять в предприятиях и организациях, где номенклатура готовых изделий или товарно - материальных ценностей не превышает 70 - 80 наименований.

Примечание. Если номенклатура готовых изделий превышает 70 - 80 наименований, количественные данные по отгрузке готовых изделий следует отражать в отдельной накопительной ведомости.

Путем умножения количественных итогов за месяц по отгруженной продукции на оптовые, отпускные или плановые цены устанавливается учетная стоимость отгруженной продукции по ее наименованиям и в целом за месяц.

Данные по количеству и учетной стоимости готовой продукции, отгруженной за месяц, используются для записей в сортовых оборотных ведомостях либо для проверки остатков по сальдовой книге готовых изделий (при оперативно - бухгалтерском методе учета).

Там, где учет ведется по плановым ценам, целесообразно, наряду с учетной стоимостью отгруженных изделий, определить в конце месяца и стоимость по оптовым ценам по каждому виду изделий. Месячные итоговые данные по отпускной стоимости отгруженных товарно - материальных ценностей используются для проверки правильности сумм, записанных в журнал - ордер по каждому счету - фактуре или заменяющему его документу.

Графы 12 - 17 служат для отражения в них по счетам - фактурам или заменяющим их документам:

сумм по ценам реализации за отгруженную продукцию или товарно - материальные ценности;

транспортных расходов за счет покупателя;

стоимости погрузочно - разгрузочных работ за счет покупателя;

наценок на продукцию;

скидок со стоимости продукции;

стоимость упаковки за счет покупателя;

зачетов (в счетах - фактурах) по ранее сделанным платежам, кредиторской задолженности и т.п.

Графы 19 - 28 служат для отражения в них оплаты, зачетов по числящейся кредиторской задолженности или отказов от оплаты (полных или частичных) по каждому счету - фактуре или заменяющему его документу.

Записи в этих графах производятся на основании банковских выписок, кассовых приходных ордеров или других документов.

При оплате частями против каждого счета - фактуры под первой суммой отмечаются последующие суммы частичной оплаты.

Отметка об оплате за продукцию и материальные ценности, отпущенные в порядке реализации, для нужд детского сада, для капитального строительства и т.п. делается в графах 22 - 23 и 27 - 28 в том отчетном месяце, когда произведена их оплата со специальных счетов в банке или со счетов бюджетного финансирования. Если продукция и товарно - материальные ценности, отпущенные в вышеуказанном порядке, не подлежат оплате (например, за готовые изделия, отпущенные для собственных производственных нужд, когда такой отпуск в соответствии с методом планирования считается реализацией), отметки о списании сумм делаются в том отчетном месяце, когда был произведен отпуск, на основании соответствующих документов об отпуске.

Отметка об отказе покупателя от акцепта счета - фактуры, когда продукция (товары) по этому счету оставлена на ответственное хранение у покупателя, делается по строке, где был зарегистрирован данный счет словом "отказ" в графах 19 - 23 или 24 - 28.

При наличии значительного количества отказов от оплаты эти суммы целесообразно переносить в отдельные вкладные листы журнала - ордера N 6.

В случаях возврата продукции до ее оплаты в графах 22 - 23 или 27 - 28 (в зависимости от месяца, в котором оприходованы возвращенные товарно - материальные ценности) делается отметка:

в графе 22 или 27 - корреспондирующий счет (N 40);

в графе "Сумма" - стоимость возвращенной продукции.

В конце отчетного месяца указанные суммы сторнируются с отгрузки (по одной строке - по графам "А" - "Г" и 1 - 18), и одновременно итоговая сумма показывается (красным) по графе 23 или 28 с указанием корреспондирующего счета N 40 "Готовая продукция".

Отметка о частичном акцепте счета - фактуры делается следующим порядком.

Если частичный отказ от акцепта, вследствие обнаруженных покупателем ошибок (в цене, в таксировке, в сортности, в подсчете сумм и т.п.), имел место в том же месяце, в котором произведена отгрузка, и предприятие - грузоотправитель признает правильность частичного акцепта, то допущенные ошибки в счете - фактуре исправляются корректурным способом (зачеркивается одной чертой прежняя сумма и надписывается новая с соответствующей оговоркой).

Если частичный отказ от акцепта счета - фактуры по указанным причинам сделан покупателем в следующем отчетном месяце (после составления журнала - ордера N 6), отметка делается следующим порядком:

в журнале - ордере N 6 за прошлый месяц в графе 27 по строке, на которой зарегистрирован счет - фактура, указывается корреспондирующий счет N 45 (45, 64);

в графе 28 указывается сумма частичного отказа;

в графе 24 указывается номер строки внутреннего разворота журнала - ордера N 6 за отчетный месяц, по которой сторнируется сумма по частичному отказу;

в журнале - ордере N 6 за отчетный месяц во внутреннем развороте делается по свободной строке сторнировочная запись (красным);

по графам "А" - "Г" и 1 - 18 указываются данные по исправлению счета - фактуры;

в графе 24 указывается номер строки журнала - ордера N 6 за предыдущий месяц, по которой был зарегистрирован счет;

в графе 27 указывается корреспондирующий счет N 45 (45, 64);

в графе 28 указывается сумма частичного отказа (красным).

Отгрузка, отпуск и реализация продукции в порядке плановых платежей отражается в журнале - ордере N 6 во внутреннем его развороте в следующем порядке:

счета - фактуры на отгруженную продукцию в порядке плановых платежей регистрируются в журнале - ордере N 6 обычным порядком (заполняются графы "А" - "Г" и 1 - 18);

в графе 19 или 24 (в зависимости от месяца, в котором производится зачет плановых платежей) делается отметка о порядковом номере лицевого счета данного покупателя в ведомости N 2 "Аналитический учет расчетов";

в графе 22 или 27 указывается корреспондирующий счет N 76 (61, 67, 73, 76) "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (на этом счете отражаются плановые платежи);

в графе 23 или 28 указывается сумма счета - фактуры, которая засчитывается плановыми платежами.

Отметки об оплате счетов - фактур или о произведенных зачетах делаются в журнале - ордере во внутреннем его развороте (гр. 19 - 28) в течение 2 месяцев. Суммы по счетам - фактурам, не оплаченным в течение 2 месяцев, переносятся в журнал - ордер следующего (третьего) месяца в расшифрованном виде, т.е. по каждому счету - фактуре, причем заполняются графы "А" - "Г" и 18. Последующие отметки об оплате, списаниях или зачетах делаются против этих счетов - фактур.

На основании месячных итогов внутреннего разворота журнала - ордера N 6 и данных журнала - ордера N 5 заполняется таблица о движении готовых изделий и таблица о расчетных аналитических данных по отгрузке, отпуску и реализации продукции и материальных ценностей. При заполнении последней необходимо иметь в виду пояснения, приведенные в начале данного раздела.

На основании указанных таблиц и соответствующих документов делаются записи на 1 странице журнала - ордера N 6 по кредиту счетов N 40 "Готовая продукция", 43 "Внепроизводственные расходы", 45 (45, 64) "Товары отгруженные, выполненные работы и услуги" и 46 "Реализация".

Свободные графы (5, 6 и 8, 9) по счетам N 45 (45, 64) и 46 предназначены для отражения в них отдельных итоговых данных и для дополнительных записей.

В графах 1 и 3 записи производятся на основании данных об отгрузке и отпуске готовых изделий и товаров, приведенных во внутреннем развороте журнала - ордера.

В графах 4 - 6 производятся записи кредитовых оборотов по счету N 45 (45, 64) на основании месячных данных, приведенных в графах 15 - 17 (в части скидок и зачетов) и в графах 19 - 28 (в части оплаты счетов - фактур и др. операций).

В графах 7 - 9 записи производятся по данным о реализации, отраженным по строке 5 таблицы "Расчетные аналитические данные по отгрузке, отпуску и реализации".

Аналитические данные по внепроизводственным расходам (в правом верхнем углу на последней странице журнала - ордера N 6) в части дебетовых оборотов заполняются на основании данных журналов - ордеров, счета которых корреспондируют со счетом N 43 "Внепроизводственные расходы".

В части кредитовых оборотов таблица заполняется на основании данных, приведенных в графе 3, на лицевой стороне журнала - ордера N 6.

В специальной таблице, помещенной на последней странице журнала - ордера N 6, отражается движение готовых изделий в ценностном выражении. Данные о движении готовых изделий показываются в этой таблице без изделий ширпотреба из отходов и отдельно по изделиям ширпотреба из отходов.

Порядок заполнения таблицы и определения фактической себестоимости отгруженной или реализованной продукции (в предприятиях, где реализация отражается в момент отгрузки) приведен выше.

После подсчета месячных итогов и заполнения всех трех таблиц, итоги кредитовых оборотов по счетам из журнала - ордера переносятся в Главную книгу.