IV. Разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу

IV. Разработка прогноза социально-экономического развития

Российской Федерации на среднесрочную перспективу

18. Среднесрочный прогноз разрабатывается Минэкономразвития России на основе анализа внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также на основе прогнозов и материалов, представляемых участниками разработки прогнозов в соответствии с пунктом 2 Правил.

19. Среднесрочный прогноз разрабатывается на основе сведений, представляемых в Минэкономразвития России участниками разработки прогноза в соответствии с пунктами 38 - 51 Правил.

20. В состав прогноза включаются показатели объемов производства и реализации налогооблагаемой и подакцизной продукции в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Ответственные за разработку этих показателей федеральные органы исполнительной власти определены в пунктах 44, 45, 48, 49, 51 Правил.

21. В состав среднесрочного прогноза рекомендуется включать следующие показатели и характеристики:

а) оценка достигнутых результатов и тенденций социально-экономического развития;

б) характеристика условий социально-экономического развития в среднесрочном периоде, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов;

в) основные показатели развития мировой экономики на среднесрочный период, включая прогноз мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы;

г) оценка факторов и ограничений социально-экономического развития на среднесрочный период;

д) показатели одного или нескольких вариантов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

е) направления и основные показатели социально-экономического развития, балансы по основным видам экономической деятельности и институциональным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры на среднесрочный период с учетом основных параметров государственных программ Российской Федерации;

ж) сводный топливно-энергетический баланс, рассчитанный в соответствии с методологией Минэнерго России;

з) основные показатели регионального развития на среднесрочный период, в том числе величина валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов на территории субъектов Российской Федерации;

и) иные показатели, определенные Правительством Российской Федерации.

22. Составление прогноза рекомендуется осуществлять с учетом результатов анализа достигнутых результатов и тенденций социально-экономического развития в период, предшествующий прогнозному.

Характеристика достигнутых результатов и тенденций социально-экономического развития может отражать:

общеэкономические условия, в которых развивается экономика в текущий период;

общую тенденцию экономического развития в рассматриваемый период (ускорение, замедление или стагнация) и факторы ее определяющие - динамика экономического роста (динамика ВВП), промышленного производства, инвестиций в основной капитал, потребления домашних хозяйств (оборот розничной торговли и платные услуги населению), экспорта и импорта товаров, а также инфляции и безработицы. При необходимости характеристика общей тенденции может быть расширена за счет других основных показателей прогноза, в том числе показателей изменения структуры экономики (например, структуры ВВП по производству и использованию доходов, структуры платежного баланса страны);

оценку достигнутого уровня показателей социально-экономического развития в сравнении с прогнозными показателями, положенными в основу утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период бюджета;

прогнозную оценку основных показателей до конца периода, предшествующего прогнозируемому, с обоснованием факторов, способных повлиять на изменение текущих тенденций.

Для подготовки данного раздела рекомендуется использовать методы экономического анализа, межстрановых сопоставлений, эконометрические методы, в том числе факторные модели.

При анализе показателей роста, подверженных сезонным колебаниям, наряду с показателями их роста (изменения) к соответствующему периоду предыдущего года (темпы роста или прироста) рекомендуется использовать показатели, очищенные от сезонного и календарного факторов.

В качестве информационной базы исследования рекомендуется использовать отчетные данные Росстата, данные отчетности Таможенного комитета Российской Федерации, данные Центрального банка Российской Федерации, Минфина России, других федеральных министерств и ведомств, а также оценки таблиц "затраты-выпуск", подготавливаемые Росстатом и научно-исследовательскими организациями.

23. Цели социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе рекомендуется определять с учетом:

стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;

указов Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации по социально-экономическим вопросам;

достижения долгосрочных целей, учитывая текущее развитие ситуации (внешнеэкономических условий и экономической ситуации в России) и складывающиеся тенденции социально-экономического развития;

отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации;

основных параметров государственных программ Российской Федерации;

проводимой корректировки ресурсов долгосрочной бюджетной стратегии.

Все качественные характеристики целей сохраняются обычно вне зависимости от колебаний текущей экономической конъюнктуры, но уровень их достижения может корректироваться с учетом указанных документов.

Приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе рекомендуется определять с учетом целей социально-экономического развития и последовательности решения задач, направленных на их достижение.

24. Оценку перспектив развития мировой экономики рекомендуется осуществлять на начальной стадии составления среднесрочного прогноза российской экономики. Она нацелена на выявление важнейших внешних условий функционирования интегрированной в систему мирохозяйственных связей экономики страны (в том числе включает прогноз потенциала внешнего спроса и уровня цен на основные виды товаров, торгуемых Россией).

Прогноз внешних условий рекомендуется представлять системой количественных показателей и в описательной форме (как систему выводов о благоприятных и неблагоприятных для российской экономики внешних факторах и их обоснований).

В характеристику внешних условий в среднесрочный период на количественном уровне рекомендуется включать три блока показателей:

а) темпы экономического роста ВВП мировой экономики, основных стран и страновых группировок, в том числе США, Европейского союза с выделением основных стран, Японии, Китая, Индии, СНГ (за исключением России), с выделением стран Таможенного союза, изменение курса евро по отношению к доллару США;

б) прогноз мировых цен на нефть, газ и отдельные сырьевые ресурсы;

в) прогноз среднеконтрактных цен на основные виды продукции российского экспорта и импорта товаров, в том числе в разрезе 11 товарных групп ТН ВЭД.

Разработке основных показателей вероятного развития мировой экономики и определяющих его важнейших стран и экономических центров должен предшествовать анализ наблюдающейся в них текущей экономической ситуации, факторов и ограничений экономического роста.

Рекомендуемый состав стран, используемых для целей анализа основных характеристик, включает:

США;

страны Европейского союза (в том числе Германию, Францию, Италию);

Японию;

Китай;

Индию;

Бразилию;

страны СНГ (за исключением России);

другие страны мира.

Анализ рекомендуется проводить с привлечением опубликованных аналитических материалов по этому вопросу, в том числе докладов правительственных структур и международных организаций. Целесообразно оценивать меры, предпринимающиеся в странах для решения экономических задач (в том числе бюджетная политика, политика центральных банков). Рекомендуемый перечень показателей, характеризующих уровень развития стран, представлен в таблице 1.