III. Разработка сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза

III. Разработка сценарных условий и основных параметров

среднесрочного прогноза

12. Сценарные условия и основные параметры среднесрочного прогноза разрабатываются на основе сведений, представляемых в Минэкономразвития России участниками разработки прогноза в соответствии с пунктами 18 - 33 Правил.

13. При подготовке сценарных условий рекомендуется формировать варианты социально-экономического развития с их предварительными макроэкономическими оценками на основе определения влияния факторов, а также внешних и внутренних условий экономического роста с оценкой их количественных изменений.

14. Разработку сценарных условий и основных параметров прогноза рекомендуется осуществлять в 2 этапа:

1) В рамках первого (аналитического) этапа на базе статистической информации ретроспективного периода проводится анализ основных тенденций, факторов и проблем социально-экономического развития Российской Федерации, а также осуществляется поиск вариантов решений указанных проблем, на основании которых разрабатываются гипотезы и параметры прогноза.

Анализ основных тенденций, факторов и проблем социально-экономического развития Российской Федерации, а также поиск вариантов решений указанных проблем рекомендуется осуществлять посредством:

а) исследования динамических рядов статистических показателей, выделения в них трендовых, циклических и сезонных компонент;

б) исследования компонент, определяемых различными факторами развития, в том числе конъюнктурными, экстенсивными и интенсивными.

2) В рамках второго этапа с целью предварительной балансировки сценариев развития и параметров сценарных условий рекомендуется осуществлять проработку сценарных условий и макроэкономического прогноза экономического развития в квартальном и годовом режиме.

15. Рекомендуется при разработке сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза также учитывать:

а) данные о прогнозных показателях (индикаторах) государственных программ Российской Федерации и соответствующих им объемах финансирования государственных программ Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

б) данные об объеме бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на реализацию федеральных целевых программ, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и на приобретение объектов недвижимого имущества, не включенных в федеральные целевые программы, планируемых к включению (включенных) в федеральную адресную инвестиционную программу.

16. Сценарные условия содержат наиболее вероятные внешние и внутренние условия и характеристики социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие целям социально-экономического развития на среднесрочный период, и включают прогнозные показатели, определенные пунктом 16 Правил.

В составе внешних и сопряженных с ними условий рекомендуется сформировать гипотезы по следующим показателям:

мировые цены на энергоносители;

темпы роста мировой экономики;

экспорт нефти, нефтепродуктов и газа;

возможный приток (отток) капитала;

условия для заимствований и импорта технологий.

Разработку основных показателей вероятного развития мировой экономики и определяющих его важнейших стран и экономических центров (США, Европейский союз с выделением основных стран, Япония, Китай, Индия, Бразилия, СНГ за исключением России) рекомендуется осуществлять на основе обобщения прогноза международных экономических и финансовых организаций и иностранных государств и на основе составления консенсус-прогноза.

Траекторию мировых цен на нефть рекомендуется формировать на основе прогнозов мировых энергетических агентств с учетом принципа консервативности.

Цены на газ рекомендуется прогнозировать на основе лаговой зависимости от динамики цен на нефть (нефтепродукты) с поправочным коэффициентом, учитывающим условия поставок российского газа.

Объем экспорта рекомендуется прогнозировать по агрегированным товарным группам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) с учетом мирового спроса, экспортного потенциала и оценки внутренних нужд. Экспортные цены рекомендуется определять с учетом прогнозируемых цен на нефть и состояния рынков.

В составе внутренних условий рекомендуется определить гипотезы по следующим показателям:

уровень инфляции;

изменение валютного курса рубля;

демографические параметры;

прогноз цен и предельных уровней регулируемых тарифов на услуги компаний инфраструктурного сектора на среднесрочный период, который строится с учетом достижения целевого уровня инфляции;

иные позиции исходных условий (параметры налоговой, таможенно-тарифной политики (ставки налогов, внешнеэкономические тарифы и пошлины), бюджетной политики в области расходов, которые отражают варианты экономической политики Правительства Российской Федерации).

В качестве основных факторов при прогнозировании инфляции рекомендуется рассматривать следующие группы факторов:

факторы издержек (рост импортных и экспортных цен, динамика курса рубля, размер индексации тарифов);

факторы спроса (динамика реальных располагаемых доходов населения, розничный товарооборот и другие);

иные структурные факторы (доля отечественной и импортной продукции на потребительском рынке, поведение потребителей в зависимости от стадии экономического цикла и прочие).

Начальная оценка курса рубля на первом этапе составления прогноза определяется динамикой цен на нефть, затем корректируется, исходя из достижения равновесного состояния платежного баланса с учетом прогнозируемого оттока капитала.

Демографические параметры рекомендуется определять на основе демографического прогноза, разрабатываемого Росстатом. Прогноз рынка труда рекомендуется строить на основе демографических параметров с учетом гипотез об изменении экономической активности по возрастным группам и перспективной потребности экономики в трудовых ресурсах.

17. На основе сформированных исходных условий рекомендуется разрабатывать макроэкономический прогноз, в рамках которого проверяется взаимная сбалансированность исходных условий (по ряду параметров).

На основе гипотезы об исходных условиях рекомендуется формировать прогнозные оценки основных компонентов факторной модели валового внутреннего продукта (ВВП): изменение численности занятых в экономике, рост основного капитала (через рост инвестиций в основной капитал и его выбытие), рост физических объемов экспорта и цен на нефть, а также изменения совокупной производительности факторов.

Прогноз инвестиции в основной капитал, необходимый на данном этапе для оценки факторной модели, рекомендуется разрабатывать сначала укрупненно (в зависимости от динамики цен на нефть, курса рубля и процентной ставки по кредитам), а затем более детально по следующим компонентам:

инвестиционные программы компаний инфраструктурного сектора (по их предложениям с учетом позиции министерств);

государственные инвестиции в целом или расходы инвестиционного характера.

Рекомендуется рассматривать следующие варианты инвестиций:

вариант инвестиций, принятый для подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

вариант инвестиций, опирающийся на основные параметры федеральных целевых программ и параметры государственных программ Российской Федерации;

вариант форсированного роста инвестиций в соответствии с указаниями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по разработке целевого варианта развития или в соответствии с потребностями по развитию избранных секторов экономики.

Гипотезы о росте частных инвестиций рекомендуется составлять на основе их зависимости от динамики доходов частного сектора и его склонности к инвестированию, прогноза кредитования инвестиционной деятельности (в том числе с учетом эффекта инфляции, реальной ставки процента и курса рубля), влияния притока и оттока капитала.

Прогноз инвестиций по ведущим комплексам, в том числе с учетом капиталоемкости развития различных видов деятельности при ожидаемых темпах их роста, рекомендуется балансировать с объемом инвестиционных ресурсов.

Рекомендуется прогнозировать повышение совокупной производительности факторов, например, на основе ее зависимости от повышения доли вложений в человеческий капитал и инновационные сектора экономики.

Прогноз роста физического объема экспорта рекомендуется разрабатывать отдельно по следующим позициям:

- экспорт нефти, нефтепродуктов и газа;

- нетопливный экспорт, с выделением следующих товарных групп:

продовольственные товары, включая зерно;

машины и вооружение;

металлы;

химические продукты;

лес и лесоматериалы.

Прогноз составляется с учетом возможностей экономики, мировых цен и мирового спроса, с использованием системы коэффициентов эластичности экспорта указанных товарных групп по темпу роста мировой экономики, курса рубля, ВВП и росту инвестиций.

Результаты расчетов факторной модели определяют динамику потенциального объема ВВП (на данном этапе - в физическом выражении), которая учитывается при разработке прогноза ряда других параметров экономики, прежде всего доходов и их использования.

Для этого рекомендуется прогнозировать основные компоненты ВВП по методу использования (конечное потребление домашних хозяйств, конечное потребление сектора государственного управления, валовое накопление, экспорт за вычетом импорта).

Рекомендуется оценить балансирующие компоненты счета ВВП по методу использования доходов, прежде всего импорт, а также учесть возможные изменения в запасах материальных оборотных средств.

Потребительский импорт рекомендуется рассчитывать в зависимости от изменения курса рубля и роста доходов населения.

Промежуточный импорт рекомендуется рассчитывать в зависимости от изменения курса рубля и роста ВВП.

Инвестиционный импорт рекомендуется рассчитывать в зависимости от изменения курса рубля и динамики инвестиций в основной капитал.

Соответствующие эластичности рекомендуется прогнозировать с учетом гипотез об их поведении, прежде всего развития импортозамещения.

Изменение запасов материальных оборотных средств рекомендуется оценивать с учетом сезонного фактора (при расчете квартальной модели) и ожидаемого роста ВВП (в квартальном и годовом разрезе).

Прогноз основных компонентов ВВП в сопоставимых ценах в счете использования доходов рекомендуется согласовывать с величиной потенциального ВВП, рассчитанного по факторной модели. Балансировка может потребовать циклического пересчета ряда показателей.

Стоимостные объемы ВВП в текущих ценах прогнозного года рекомендуется оценивать с применением показателей ценового прогноза и согласовывать с другими стоимостными показателями макроэкономического прогноза. Процесс согласования может потребовать уточнения индексов-дефляторов.

На первом этапе также рекомендуется составлять предварительные прогнозные варианты платежного баланса и денежной программы. Основная цель расчета платежного баланса на этом этапе - оценка финансового счета и возможного оттока капитала при прогнозируемом курсе рубля, а прогноз денежной программы составляется для оценки кредитных источников финансирования инвестиций в основной капитал и кредитования населения. Результатом расчетов и балансировки платежного баланса, денежной программы и исходных условий может выступать корректировка первоначального прогноза валютного курса рубля и инфляции, а также кредитов экономики и инвестиций в основной капитал. В случае их корректировки цикл разработки макроэкономического прогноза рекомендуется повторять.

Более полную балансировку счета производства ВВП и счета по использованию доходов (или более широко - производственных возможностей и конечного спроса) рекомендуется осуществлять на основе разработки прогнозного межотраслевого баланса (таблиц "затраты-выпуск") в сопоставимых и текущих ценах.

Целесообразно осуществлять прогнозную оценку межотраслевого баланса на этапе формирования макроэкономического прогноза развития.

Для этого составляющие конечного спроса рекомендуется детализировать в разрезе видов экономической деятельности. Одновременно осуществляется предварительный прогноз возможных выпусков продукции по соответствующим отраслям экономики.

Объем и структуру накопления основного капитала рекомендуется определять на основе прогноза отраслевой структуры инвестиций в основной капитал, согласованной с прогнозом развития основных сфер экономики (видов деятельности).

Прогноз экспорта и импорта детализируется по товарным группам, а затем преобразуется в прогноз экспорта по видам экономической деятельности.

Для перехода к прогнозам производства по видам экономической деятельности рекомендуется использовать модель межотраслевого баланса: на ее основе рассчитывается потребность в выпуске по всем видам экономической деятельности, отвечающая прогнозу объемов и структуры конечного спроса. Следующим шагом разработки макроэкономического прогноза является балансировка конечного спроса на отраслевую продукцию и ее предложения с учетом представленных на первом этапе составления прогноза участниками стратегического планирования данных по развитию отраслей и секторов экономики.

Балансировку конечного спроса и отраслевых прогнозов рекомендуется производить по линии использования продукции. Инструментами балансировки показателей в постоянных ценах должны выступать коэффициенты удельных затрат продукции в отраслях экономики (гипотезы о ресурсоэкономии) и функциональные элементы конечного спроса (в основном прирост запасов материальных оборотных средств и импорт). Балансировку в текущих ценах рекомендуется осуществлять с учетом возможной корректировки по показателям.

Результатом балансировки является уточнение элементов конечного спроса и отдельных позиций производства.

Балансировку по линии инвестиций в основной капитал рекомендуется осуществлять уже на следующем - основном этапе разработки среднесрочного прогноза.

В связи с неустойчивостью экономики и особой необходимостью обоснованности годовых значений показателей прогнозов рекомендуется повысить роль квартального и месячного режимов разработки ряда показателей среднесрочного прогноза.

Рекомендуется при разработке макроэкономического прогноза уже на первом этапе включать расчет бюджетных параметров.

Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации рекомендуется рассчитывать по видам доходов на основании оценки налоговых баз, определяемых из макроэкономического прогноза, и возможных корректировок налогового законодательства. В зависимости от экономической ситуации в России и в мире в качестве экзогенных параметров по годам прогнозного периода выбираются величина бюджетного дефицита либо объем бюджетных расходов (в отдельных случаях ищется комплексное решение) в соответствии с действующими в настоящее время бюджетными правилами.

Распределение расходов по направлениям и предварительные лимиты средств, выделяемых на финансирование государственных программ Российской Федерации, а также выбор источников финансирования бюджетного дефицита рекомендуется определять посредством экономической политики государства и соответствующими обоснованиями государственных программ.

Этап расчетов и обоснований параметров макроэкономического прогноза рекомендуется завершать формированием сводных экономических показателей и показателей системы национальных счетов (СНС). Производится расчет показателей финансовых потоков и осуществляется окончательное взаимное согласование показателей спроса, производства, доходов, динамики ценовых показателей в рассматриваемых аспектах по видам деятельности и секторам экономики. Уточняются начальные оценки платежного баланса, денежной программы, проектировок бюджетной системы Российской Федерации. Подготавливается сводный документ "Сценарные условия функционирования экономики и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период".

В пояснительной записке (докладе) о сценарных условиях наряду с описанием сценариев, положенных в основу разработки прогноза, и вариантов прогноза (базового, консервативного и целевого) рекомендуется отразить характеристику рисков, связанных с реализацией прогноза.

После одобрения Правительством Российской Федерации сценарные условия доводятся до федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые отвечают за разработку прогнозов развития соответствующих секторов экономики и субъектов Российской Федерации, а также до других участников стратегического планирования.