3.3. Реформирование социальной политики в сфере ЖКХ

Основные направления реформирования социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства представлены на рис. 5.

3.3.1. Обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде жилищных субсидий является одним из приоритетных и обязательных направлений всей социальной политики государства.

Оно включает в себя:

3.3.1.1. создание служб жилищных субсидий во всех муниципальных образованиях;

3.3.1.2. совершенствование и упрощение методики предоставления субсидий;

3.3.1.3. бюджетное обеспечение предоставления субсидий вне зависимости от формы собственности жилищного фонда.

Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг всем имеющим на это право гражданам является непременным условием законности принятия органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.

3.3.2. Предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг ЖКХ является традиционной мерой социальной защиты отдельных категорий граждан. В этом направлении в рамках региональных программ необходимо:

3.3.2.1. упорядочить льготные категории граждан и размер предоставляемых льгот в рамках компетенции региональных и местных уровней;

3.3.2.2. обеспечить финансовое возмещение предоставления льгот различным категориям граждан из бюджетных источников.

3.3.3. Введение обязательного страхования жилья ставит целью защиту собственников и нанимателей жилья в случае возникновения несчастного случая (например, пожара) или стихийного бедствия (например, урагана). Введение обязательного страхования жилья потребует разработки соответствующей нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях.

3.3.4. Защита прав потребителей услуг является важным аспектом социальной защиты населения. Вопросы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг регламентируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг. В таблице 3.1 приведены права и обязанности потребителей и поставщиков услуг жилищно-коммунального хозяйства.