См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2020 - 2021 годах).

Распределение дотаций на выравнивание исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований

Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований позволяет наилучшим образом учесть доходные возможности и расходные потребности местных бюджетов. Объектом выравнивания согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации является бюджетная обеспеченность муниципальных образований. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности определяется как отношение расчетных налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов на одного жителя, которые могут быть получены муниципальным образованием исходя из уровня его развития и структуры экономики (доходного потенциала), и аналогичным показателем в среднем по муниципальным образованиям того же типа с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Наиболее распространенным подходом к определению уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований (00000060.wmz) является подход, аналогичный используемому при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации:

БОj = ИДПj / ИБРj, где:

ИДПj - индекс доходного потенциала j-го муниципального образования;

ИБРj - индекс бюджетных расходов j-го муниципального образования.

Распределение части дотаций на выравнивание исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований может осуществляться с использованием следующих подходов:

а) Пропорциональное сокращение разрыва между уровнем расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования и уровнем, установленным в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности ("пропорциональное выравнивание"). В этом случае расчетный размер части дотации бюджету муниципального образования на выравнивание бюджетной обеспеченности, определяемой исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, на соответствующий финансовый год (РД2j) может рассчитываться по следующей формуле:

РД2j = R x ДВБО2 x Tj / SUMj (Tj), где

R - доля распределяемого на соответствующий финансовый год объема выравнивающих дотаций (для дотаций на очередной финансовый год R = 1, для дотаций на первый и второй годы планового периода 0,8 00000061.wmz R 00000062.wmz 1);

ДВБО2 - часть общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа с внутригородским делением), распределяемая исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в соответствующем финансовом году;

Tj - объем средств, необходимый для доведения расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального образования до уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

SUM - знак суммирования.

Объем средств, необходимый для доведения расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования до уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности (Tj), рассчитывается по следующей формуле:

Tj = (ПННД / Н) x (КВ - БОj) x Нj x ИБРj при КВ > БОj

Tj = 0

при КВ 00000063.wmz БОj, где

ПННД - принимаемый к расчету прогноз (оценка) налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов бюджетов муниципальных образований данного типа на соответствующий финансовый год;

Н - численность постоянного населения субъекта Российской Федерации;

КВ - критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, утвержденный на соответствующий финансовый год;

БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального образования;

ИБРj - индекс бюджетных расходов j-го муниципального образования;

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального образования.

б) Доведение уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований до максимально возможного уровня ("полное выравнивание"). В этом случае приведенная выше формула расчетного размера дотации бюджету муниципального образования на выравнивание бюджетной обеспеченности на соответствующий финансовый год (РД2j) сводится к следующей:

РД2j = R x Tj, где

R - доля распределяемого на соответствующий финансовый год объема выравнивающих дотаций (для дотаций на очередной финансовый год R = 1, для дотаций на первый и второй годы планового периода 0,8 00000064.wmz R 00000065.wmz 1);

Tj - объем средств, необходимый для доведения расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального образования до уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

SUM - знак суммирования.

в) Непропорциональное сокращение разрыва между уровнем расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования и уровнем, установленным в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности ("прогрессивное выравнивание"). В этом случае расчетный размер дотации бюджету муниципального образования на выравнивание бюджетной обеспеченности на соответствующий финансовый год (РД2j) может рассчитываться по следующей формуле:

РД2j = R x ДВБО2 x (КВ - БОj)1+p x Нj x ИБРj /

/ SUMj [(КВ - БОj)1+p x Нj x ИБРj], где

R - доля распределяемого на соответствующий финансовый год объема выравнивающих дотаций (для дотаций на очередной финансовый год R = 1, для дотаций на первый и второй годы планового периода 0,8 00000066.wmz R 00000067.wmz 1);

ДВБО2 - часть общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа с внутригородским делением), распределяемая исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в соответствующем финансовом году;

КВ - критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, утвержденный на соответствующий финансовый год;

БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального образования;

ИБРj - индекс бюджетных расходов j-го муниципального образования;

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального образования;

p - параметр прогрессивности выравнивания.

Параметр прогрессивности выравнивания - положительное число, которое рассчитывается методом последовательных приближений таким образом, чтобы соблюдалось следующее равенство:

00000068.wmz где

ПННД - принимаемый к расчету прогноз (оценка) налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов бюджетов муниципальных образований данного типа на соответствующий финансовый год;

Н - численность постоянного населения субъекта Российской Федерации;

R - доля распределяемого на соответствующий финансовый год объема выравнивающих дотаций (для дотаций на очередной финансовый год R = 1, для дотаций на первый и второй годы планового периода 0,8 00000069.wmz R 00000070.wmz 1);

ДВБО2 - часть общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа с внутригородским делением), распределяемая исходя из уровня бюджетной обеспеченности, в соответствующем финансовом году;

КВ - критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, утвержденный на соответствующий финансовый год;

БОmin - бюджетная обеспеченность наименее обеспеченного муниципального образования;

ИБРj - индекс бюджетных расходов j-го муниципального образования;

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального образования;

p - параметр прогрессивности выравнивания.

В отличие от "полного выравнивания" варианты "пропорциональное выравнивание" и "прогрессивное выравнивание" предполагают сохранение определенной дифференциации уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, что, с одной стороны, не обеспечивает одинаковых условий для муниципальных образований по предоставлению муниципальных услуг, а с другой - сохраняет стимулы к развитию собственной доходной базы муниципальных образований.

Вариант "полное выравнивание", напротив, может оказывать дестимулирующий эффект на муниципальные образования, получающие дотации, т.к. в этом случае расчетная бюджетная обеспеченность после выравнивания одинакова у всех муниципальных образований, являющихся получателями указанных дотаций, вне зависимости от их усилий по развитию доходного потенциала.

Стоит отметить, что при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) в случае распределения общего объема выравнивающих дотаций исходя из уровня бюджетной обеспеченности "пропорциональное выравнивание" может быть сведено к полному выравниванию, так как в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации:

- общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) определяется исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности;

- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются муниципальным районам (городским округам, городским округам с внутригородским делением), уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).

Как указывалось в подразделе 5.2, при определении объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) на очередной финансовый год и плановый период не допускается снижение критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) по сравнению со значением критерия, установленным законом субъекта Российской Федерации о региональном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, за исключением одного из следующих случаев:

1) внесения федеральными законами изменений, приводящих к перераспределению полномочий и (или) доходов бюджетов между субъектами Российской Федерации и муниципальными районами, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением;

2) внесения законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) и уставами сельских поселений (внутригородских районов) изменений, приводящих к перераспределению вопросов местного значения и (или) доходов бюджетов между муниципальным районом и сельским поселением (городским округом с внутригородским делением и внутригородским районом);

3) внесения законами субъектов Российской Федерации изменений, приводящих к перераспределению полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными районами (городскими округами, городскими округами с внутригородским делением).