См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2020 - 2021 годах).

Распределение дотаций на выравнивание исходя из численности жителей в расчете на одного жителя

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований часть выравнивающих дотаций может распределяться исходя из численности жителей в расчете на одного жителя.

В этом случае каждое муниципальное образование получает одинаковый объем финансовых ресурсов в расчете на одного жителя. Данный способ распределения увеличивает общий объем доходов муниципальных образований, но сохраняет различия в уровне доходов в расчете на душу населения.

Часть расчетного размера дотации, определяемая исходя из численности жителей в расчете на одного жителя, на соответствующий финансовый год (РД1j) может рассчитываться по следующей формуле:

РД1j = R x ДВБО1 x (Нj / SUMj Нj)

или

РД1j = T x Нj, где

R - доля распределяемого на соответствующий финансовый год объема выравнивающих дотаций (для дотаций на очередной финансовый год R = 1, для дотаций на первый и второй годы планового периода 0,8 00000058.wmz R 00000059.wmz 1);

ДВБО1 - часть общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа с внутригородским делением), распределяемая исходя из численности жителей в расчете на одного жителя, в соответствующем финансовом году;

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального образования, имеющего право на получение дотации;

Т - размер дотации в расчете на одного жителя (может быть равен уровню, установленному в качестве критерия выравнивания);

SUM - знак суммирования.

Выравнивание в расчете на одного жителя целесообразно использовать в том случае, если объективная оценка доходного потенциала представляется затруднительной, поскольку для применения этого варианта расчета требуется знать не значения бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а лишь значения численности населения. Однако решение о применении этого способа следует принимать, учитывая также изначальную дифференциацию бюджетной обеспеченности. Если в регионе или муниципальном районе имеются высокообеспеченные муниципалитеты, доходный потенциал которых покрывает расходные потребности, их желательно исключить из числа получателей дотаций. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации это можно сделать, если расчетные налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным дифференцированным нормативам отчислений) в отчетном году в 1,3 раза и более превышали средний по муниципальным образованиям данного типа уровень.

Использование распределения дотаций исходя из численности жителей может быть целесообразно также в следующих случаях:

1) Для субъектов Российской Федерации, в которых муниципальные образования характеризуются низкой налоговой базой.

Подавляющее большинство муниципальных образований, входящих в состав таких субъектов Российской Федерации, обладают объемом закрепленных налоговых и неналоговых доходов, недостаточным для исполнения собственных полномочий. Большой размер подушевой дотации в этом случае позволит обеспечить приемлемую степень сокращения разрыва уровня бюджетной обеспеченности.

2) Для сохранения определенной дифференциации уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Использование критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) одновременно для определения общего объема соответствующих дотаций, а также для определения перечня муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением), являющихся их получателями, приводит к тому, что в случае распределения всего объема указанных дотаций исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, их расчетный уровень бюджетной обеспеченности после распределения указанных дотаций окажется одинаковым. Распределение части дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) исходя из численности жителей в расчете на одного жителя позволит обеспечить определенный уровень дифференциации бюджетной обеспеченности, что, в свою очередь, позволит сохранить стимулы к повышению собираемости налогов и развитию доходной базы муниципальных образований.

3) В качестве альтернативы повышению критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).

В данном случае общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) может превышать объем, необходимый для доведения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований до уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. Во избежание нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего требования в отношении того, какие из муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) могут быть получателями соответствующих дотаций, часть средств может быть распределена исходя из численности жителей в расчете на одного жителя.