См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2020 - 2021 годах).

5.2. Критерии выравнивания

Критерии выравнивания могут использоваться:

а) при определении общего объема выравнивающих дотаций из бюджета субъекта Российской Федерации:

- критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением);

- критерии выравнивания финансовых возможностей городских поселений, сельских поселений, внутригородских районов по осуществлению органами местного самоуправления указанных муниципальных образований полномочий по решению вопросов местного значения;

б) при распределении выравнивающих дотаций из бюджета субъекта Российской Федерации:

- критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением);

- критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности городских поселений, сельских поселений, внутригородских районов;

в) при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района:

- критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений;

г) при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением:

- критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов данного городского округа с внутригородским делением.

При этом только один критерий - критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) - используется одновременно при определении общего объема выравнивающих дотаций и при их распределении. Другие критерии выравнивания используются только с одной целью.

В отношении двух критериев выравнивания - критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) и критерия выравнивания финансовых возможностей городских поселений, сельских поселений, внутригородских районов по осуществлению органами местного самоуправления указанных муниципальных образований полномочий по решению вопросов местного значения - Бюджетным кодексом установлены ограничения на снижение их значений. В частности, при определении объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) (дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов)) на очередной финансовый год и плановый период не допускается снижение значений указанных критериев по сравнению со значениями соответствующих критериев, установленными законом субъекта Российской Федерации о региональном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, за исключением одного из следующих случаев:

1) внесения федеральными законами изменений, приводящих к перераспределению полномочий и (или) доходов бюджетов между субъектами Российской Федерации и муниципальными районами, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением (городскими поселениями, сельскими поселениями, внутригородскими районами);

2) внесения законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) и уставами сельских поселений (внутригородских районов) изменений, приводящих к перераспределению вопросов местного значения и (или) доходов бюджетов между муниципальным районом и сельским поселением (городским округом с внутригородским делением и внутригородским районом);

3) внесения законами субъектов Российской Федерации изменений, приводящих к перераспределению полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными районами (городскими округами, городскими округами с внутригородским делением) (городскими поселениями, сельскими поселениями, внутригородскими районами).

В отношении других критериев выравнивания подобных ограничений не установлено.

Предлагаемые далее варианты расчета критериев выравнивания представляют собой лишь некоторые из возможных вариантов и не ограничивают бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по выбору иной методики расчета критерия выравнивания в рамках действующего бюджетного законодательства.

Критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением)

Данный критерий применяется как для определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением), так и для определения перечня получателей соответствующих дотаций в части их распределения исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).

Данный критерий (КВ) является единым для муниципальных районов, городских округов и городских округов с внутригородским делением и может рассчитываться по следующим формулам:

а) Путем индексации достигнутого ранее уровня с корректировкой на изменение расходных обязательств и доходов:

КВ = (КВ0 x ННД0 x И + ИРО) / ННД

или

КВ = (К0 x БОср x ННД0 x И + ИРО) / ННД, где

КВ0 - критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением), установленный законом о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год (очередной финансовый год или первый год планового периода);

К0 - коэффициент, равный отношению критерия выравнивания к среднему уровню расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) в текущем финансовом году;

БОср - средний уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением);

И - индекс роста показателя в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода) по отношению к текущему финансовому году (очередному финансовому году или первому году планового периода). В качестве такого индекса можно применять индекс потребительских цен, индекс роста доходов бюджета субъекта Российской Федерации, индекс роста доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, индекс роста номинального объема ВРП, а также иные индексы, учитывающие, в том числе, финансовые возможности субъекта Российской Федерации <13>;

--------------------------------

<13> Как вариант, индекс может быть равен 1.

ННД0 - прогноз (оценка) налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением в текущем финансовом году (очередном финансовом году или первом году планового периода) без учета доходов по дополнительным дифференцированным нормативам отчислений от НДФЛ;

ННД - прогноз (оценка) налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода) без учета доходов по дополнительным дифференцированным нормативам отчислений от НДФЛ;

ИРО - изменение объема расходных обязательств муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, вызванное изменением разграничения полномочий в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода) по сравнению с текущим финансовым годом (очередным финансовым годом или первым годом планового периода).

Представленная выше формула позволяет обеспечить сбалансированность бюджетов муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) в случае изменения разграничения расходных обязательств и (или) доходных источников. При стабильной системе разграничения полномочий значение соответствующего критерия выравнивания можно зафиксировать на достигнутом ранее уровне.

В приведенной выше формуле могут быть использованы показатели и суммы без учета муниципальных образований, бюджетная обеспеченность которых будет заведомо выше критерия и которые, следовательно, не смогут претендовать на получение соответствующих дотаций в части, распределяемой исходя из уровня бюджетной обеспеченности.

Недостатком данного варианта является невозможность его практического применения при первичном определении критерия выравнивания.

б) Исходя из параметров сбалансированности регионального и местных бюджетов, при которых должно выполняться следующее равенство:

ДВБО = (ННД / Н) x SUMj [(КВ - БОj) x ИБРj x Нj], где

ДВБО - общий объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом и втором годах планового периода), определяемый исходя из прямой оценки потребности бюджетов соответствующих муниципальных образований в финансовой помощи;

ННД - налоговые и неналоговые (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходы бюджетов муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода);

Н - численность постоянного населения всех муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением);

БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением);

ИБРj - индекс бюджетных расходов j-го муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением);

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением);

SUM - знак суммирования. Суммируются только слагаемые, имеющие положительное значение.

В случае применения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, удовлетворяющего приведенному выше соотношению, все муниципальные районы (городские округа, городские округа с внутригородским делением), имеющие право на получение указанной дотации, после распределения дотации будут иметь одинаковый уровень расчетной бюджетной обеспеченности, равный соответствующему критерию выравнивания.

Значение критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) (КВ) в этом случае может быть рассчитано по следующей формуле:

КВ = БОk + [ДВБО / (ННД/Н) - SUMj=1,k ((БОk - БОj) x

x ИБРj x Нj)] / SUMj=1,k (ИБРj x Нj), где

k - порядковый номер муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением) по росту бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением), для которого выполняется следующее условие: общий объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) на соответствующий финансовый год достаточен для подтягивания уровня бюджетной обеспеченности всех соответствующих муниципальных образований до уровня бюджетной обеспеченности k-го муниципального образования (БОk), но недостаточен для подтягивания уровня бюджетной обеспеченности всех муниципальных образований до уровня бюджетной обеспеченности следующего за ним по росту бюджетной обеспеченности (k+1-го) соответствующего муниципального образования;

БОk, БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности k-го, j-го муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением);

ДВБО - общий объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом и втором годах планового периода);

ННД - налоговые и неналоговые (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходы бюджетов муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода);

Н - численность постоянного населения всех муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением);

ИБРj - индекс бюджетных расходов j-го муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением);

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением);

SUM - знак суммирования. Суммирование производится по всем муниципальным районам (городским округам, городским округам с внутригородским делением), уровень бюджетной обеспеченности которых до распределения дотаций был не выше уровня бюджетной обеспеченности k-го соответствующего муниципального образования.

Для индекса k выполняется следующее неравенство:

(ННД/Н) x SUMj=1,k ((БОk - БОj) x ИБРj x Нj 00000050.wmz ДВБО 00000051.wmz

00000052.wmz (ННД/Н) x SUMj=1,k+1 ((БОk+1 - БОj) x ИБРj x Нj, где

k - порядковый номер муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением) по росту бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением), для которого выполняется следующее условие: общий объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) на соответствующий финансовый год достаточен для подтягивания уровня бюджетной обеспеченности всех соответствующих муниципальных образований до уровня бюджетной обеспеченности k-го муниципального образования (БОk), но недостаточен для подтягивания уровня бюджетной обеспеченности всех муниципальных образований до уровня бюджетной обеспеченности следующего за ним по росту бюджетной обеспеченности (k+1-го) соответствующего муниципального образования;

БОk, БОk+1, БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности k-го, k+1-го, j-го муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением);

ДВБО - общий объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом и втором годах планового периода);

ННД - налоговые и неналоговые (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходы бюджетов муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода);

Н - численность постоянного населения всех муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением);

ИБРj - индекс бюджетных расходов j-го муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением);

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением);

SUM - знак суммирования. Суммируются только слагаемые, имеющие положительное значение.

в) Исходя из среднего уровня бюджетной обеспеченности по некоторой группе муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением):

КВ = (1 / n) x SUMj=1,n (БОj), где

БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением);

n - количество муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением), входящих в выбранную группу.

г) Исходя из среднего уровня бюджетной обеспеченности всех муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) после выравнивания:

КВ = (ННД + ДВБО) / ННД, где

ДВБО - общий объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом и втором годах планового периода);

ННД - налоговые и неналоговые (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходы бюджетов муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода).

При отсутствии законодательных изменений состава полномочий или доходов бюджетов муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) в представленных выше вариантах расчета критериев выравнивания должно также выполняться условие: 00000053.wmz.

Критерии выравнивания финансовых возможностей городских поселений, сельских поселений, внутригородских районов по осуществлению органами местного самоуправления указанных муниципальных образований полномочий по решению вопросов местного значения.

Данные критерии используются для определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов). Критерии могут рассчитываться раздельно для городских поселений, сельских поселений и внутригородских районов по следующим формулам:

а) Путем индексации достигнутого ранее уровня с корректировкой на изменение расходных обязательств и доходов:

КВФВ = КВФВ0 x И + ИРО - ИД / Н, где

КВФВ0 - критерий выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований соответствующего типа по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, установленный законом о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год (очередной финансовый год или первый год планового периода);

И - индекс роста показателя в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода) по отношению к текущему финансовому году (очередному финансовому году или первому году планового периода). В качестве такого индекса можно применять индекс потребительских цен, индекс роста доходов бюджета субъекта Российской Федерации, индекс роста доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, индекс роста номинального объема ВРП, а также иные индексы, учитывающие, в том числе, финансовые возможности субъекта Российской Федерации;

ИД - изменение объема доходов муниципальных образований соответствующего типа, вызванное изменением законодательства о налогах и сборах, а также бюджетного законодательства, в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода) по сравнению с текущим финансовым годом (очередным финансовым годом или первым годом планового периода);

ИРО - изменение объема расходных обязательств муниципальных образований соответствующего типа, вызванное изменением разграничения полномочий в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода) по сравнению с текущим финансовым годом (очередным финансовым годом или первым годом планового периода);

Н - численность постоянного населения муниципальных образований соответствующего типа.

Недостатком данного варианта является невозможность его практического применения при первичном определении критерия выравнивания.

б) Исходя из параметров сбалансированности регионального и местных бюджетов:

КВФВ = ДВ / Н, где

ДВ - общий объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) на очередной финансовый год (первый или второй годы планового периода), определяемый исходя из прямой оценки потребности бюджетов соответствующих муниципальных образований в финансовой помощи;

Н - численность постоянного населения муниципальных образований соответствующего типа.

При отсутствии законодательных изменений состава полномочий или доходов бюджетов поселений (внутригородских районов) в представленных выше вариантах расчета критериев выравнивания должно также выполняться условие: 00000054.wmz.