2.2.2. Рекомендации по установления нуждаемости в жилом помещении при наличии у детей-сирот и лиц из их числа жилого помещения на праве пользования по договору социального найма

2.2.2. Рекомендации по установления нуждаемости в жилом помещении при наличии у детей-сирот и лиц из их числа жилого помещения на праве пользования по договору социального найма.

Право пользования жилым помещением по договору социального найма рассматривается законодателем в качестве формы обеспеченности детей-сирот и лиц из их числа жилым помещением. Основания нуждаемости в предоставлении иного жилого помещения определяются по тем же обстоятельствам невозможности проживания в имеющемся жилом помещении, что и для собственников жилых помещений (ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ), с учетом следующих особенностей.

По договору социального найма наниматель и члены его семьи имеют равные права и обязанности. Дееспособные и ограниченно дееспособные члены семьи нанимателя несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса). При этом, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (ч. 4 ст. 69 Жилищного кодекса). Таким образом, даже бывшие члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма сохраняют законные права пользования жилым помещением и не могут быть выселены из него только лишь на основании прекращения семейных отношений с нанимателем.

Поэтому норма общей площади жилого помещения должна рассчитываться на всех проживающих в жилом помещении лиц, в т.ч. временно отсутствующих (ст. 71 Жилищного кодекса), кроме поднанимателей и временных жильцов (ст. ст. 76, 80 Жилищного кодекса). Последние не имеют самостоятельного права пользования жилым помещением.

При определении круга членов семьи, бывших членов семьи нанимателя по договору социального найма необходимо руководствоваться следующими положениями.

Члены семьи нанимателя должны быть указаны в договоре социального найма (ч. 3 ст. 69 Жилищного кодекса). Указание в договоре социального найма всех членов семьи производится при заключении договора (ст. 50 Жилищного кодекса). Изменение состава семьи может произойти при вселении в жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, других граждан в качестве членов семьи (ст. 70 Жилищного кодекса), что также влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи.

Однако необходимо учитывать, что при вселении в жилое помещение иных граждан в качестве членов семьи нанимателя не всегда происходит внесение соответствующего изменения в договор социального найма, что в последующем приводит к проблемам доказывания статуса члена семьи нанимателя по договору социального найма. Такое формальное упущение зачастую возникает в отношении несовершеннолетних детей, поскольку в силу положения ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса применяется упрощенный порядок их вселения, не требующий согласия остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. При рождении детей в семье, проживающей по договору социального найма, часто детей не вносят в договор социального найма как членов семьи нанимателя. Таким образом, факт проживания несовершеннолетних в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма, подтверждается только регистрацией по месту жительства либо без нее определяется по месту жительства (регистрации или включения в договора найма) родителей. Это соответствует требованию ст. 20 Гражданского кодекса, согласно которому место жительства малолетнего ребенка определяется по месту жительства его родителей.

Кроме того, сама регистрация гражданина по месту жительства носит уведомительный характер, не всегда означает наличие (отсутствие) соответствующего права на жилое помещение и служит лишь одним из доказательств его существования. Поэтому на практике могут возникать споры с установлением статуса члена семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения.

Не редки случаи, когда жилые помещения были предоставлены в социальный наем не по договору, а на основании ордера (ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР) до введения в действие Жилищного кодекса, до 01.03.2005. В последующем договор социального найма такого помещения мог не заключаться, и члены семьи в договор не вносились. Однако это не означает, что у граждан отсутствует статус членов семьи нанимателя, если они не указаны в ордере на жилое помещение, а вселены в жилое помещение позднее в установленном Жилищным кодексом РСФСР (ст. 54) или Жилищным кодексом (ст. 70) порядке.

При наличии у детей-сирот и лиц из их числа регистрации по месту жительства в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма, без включения указанных лиц в договор социального найма в качестве членов семьи нанимателя опекунам (попечителям), органам опеки и попечительства следует выяснять вопрос об основаниях вселения указанных лиц в жилое помещение, а также о периоде заключения самого договора (предоставления жилого помещения), до введения в действие нового Жилищного кодекса или после введения в действие Жилищного кодекса.

При наличии предусмотренных Жилищным кодексом РСФСР, Жилищным кодексом Российской Федерации оснований необходимо в судебном порядке признавать детей-сирот и лиц из их числа членами семьи нанимателя по договору социального найма, чем должны заниматься опекуны (попечители) под контролем органов опеки и попечительства. Это позволит обеспечить права лиц указанной категории на имеющиеся жилые помещения и создаст возможность возвращения их в данные жилые помещения в качестве полноправных пользователей. При невозможности признания в судебном порядке прав члена семьи нанимателя по договору социального найма и включения в такой договор, дети-сироты и лица из их числа не могут считаться обеспеченными жилыми помещениям исключительно в связи с регистрацией по месту жительства в таких помещениях. Соответственно, указанные лица подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 159-ФЗ.

Напротив, установление (проверка) статуса иных проживающих в жилом помещении по договору социального найма граждан, оснований их вселения в жилое помещение позволит законным представителям детей-сирот и лиц из их числа, органам опеки и попечительства в интересах детей-сирот и лиц из их числа предпринимать действия по выселению лиц, незаконно проживающих в жилом помещении, или признанию их утратившими право пользования им.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ проживание в жилом помещении по договору социального найма граждан, лишенных родительских прав в отношении детей-сирот и лиц из их числа, рассматривается как обстоятельство невозможности проживания только при условии наличия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса. Таким образом, для признания невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма, его законные представители должны предварительно обратиться в суд с иском о совершении принудительного обмена жилого помещения.

Дети-сироты, лица из их числа и граждане, лишенные родительских прав в отношении таких детей, должны признаваться бывшими членами семьи по отношению друг к другу. Поскольку все бывшие члены семьи нанимателя по договору социального найма сохраняют равные права и обязанности, прекращение их совместного проживания в жилом помещении может быть достигнуто посредством обмена одного жилого помещения на раздельные жилые помещения для детей-сирот, лиц из их числа и граждан, лишенных родительских прав в отношении таких детей. Если в совершении принудительного обмена жилого помещения решением суда будет отказано, проживание в таком жилом помещении детей-сирот и лиц из их числа должно признаваться невозможным.

В Жилищном кодексе закреплена иная норма, в соответствии с которой граждане, лишенные родительских прав, подлежат выселению из жилого помещения, занимаемому по договору социального найма, если в судебном порядке будет признана невозможность их совместного проживания в одном жилом помещении с детьми, в отношении которых такие граждане лишены родительских прав (ч. 2 ст. 91 Жилищного кодекса) <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 40) // Российская газета. N 123. 08.07.2009.

Принимая во внимание крайне редкую практику применения нормы ч. 2 ст. 91 Жилищного кодекса, а также введение в действие с 01.01.2013 более специальной нормы пункта 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ приоритет следует отдавать положениям Федерального закона N 159-ФЗ. Поэтому для установления невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в жилом помещении по договору социального найма достаточным является вступившее в законную силу решение суда о невозможности произвести принудительный обмен данного жилого помещения между указанными лицами и гражданами, лишенными родительских прав в отношении указанных лиц, но проживающих вместе с ними в одном жилом помещении. Предъявления иска о выселении граждан, лишенных родительских прав, из жилого помещения не требуется.

Закрепление в законодательстве субъектов Российской Федерации уточняющих положений в части выселения из занимаемых детьми-сиротами и лицами из их числа по договорам социального найма жилых помещениях их родителей, лишенных родительских прав, должно подвергаться дополнительному обоснованию. Необходимо учитывать, что практика применения ч. 2 ст. 91 Жилищного кодекса (аналогичного правила в Жилищном кодексе РСФСР) не сложилась. Кроме того, во многих субъектах Российской Федерации разрабатываются и внедряются программы социального патроната, сопровождения семей, находящихся в трудной жизненно ситуации, и помощи им, которые призваны восстанавливать утраченные семейные связи между родителями и детьми. Поэтому принятие решений о выселении из жилых помещений родителей, лишенных родительских прав, с целью обеспечения возвращения детей, оставшихся без попечения родителей, в эти помещения по окончании попечительства, пребывания в специализированных организациях для детей-сирот, в приемных семьях, не будет способствовать решению задачи восстановления родной семьи.

В то же время, законные представители детей-сирот и лиц из их числа формально не лишены возможности на основании ч. 2 ст. 91 Жилищного кодекса требовать выселения из жилого помещения граждан, лишенных родительских прав в отношении детей, проживающих в жилом помещении по договору социального найма. Тем более, если проживание таких граждан в жилом помещении приводит к порче жилого помещения, его разрушению, нарушению прав и интересов соседей. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ в отношении закрепленных за детьми-сиротами и лицами из их числа жилых помещений должен осуществляться контроль за их сохранностью и использованием. Поэтому, если действия законных представителей детей-сирот и лиц из их числа приведут к выселению из жилого помещения граждан, лишенных родительских прав в отношении таких детей, основания для предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения будут отсутствовать.

Проживание в жилых помещениях по договору социального найма лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, согласно утвержденному в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса перечню также создает невозможность проживания в них детей-сирот и лиц из их числа. В этом случае необходимо учитывать вид занимаемого жилого помещения. Так, если дети-сироты и лица из их числа проживают в комнате в коммунальной квартире, а лица, страдающие заболеваниями, в другом жилом помещении этой квартиры, оснований для признания невозможным проживания в жилом помещении детей-сирот и лиц из их числа не имеется (абз. 2 п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ) <1>. Комнаты в коммунальной квартире, занимаемые гражданами на основании отдельных договоров социального найма, представляют собой разновидности самостоятельных жилых помещений в соответствии с ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса. В то же время законным представителям детей-сирот и лиц из их числа необходимо иметь в виду, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса лица, страдающие установленными заболеваниями, сами признаются нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке. Поэтому в целях защиты прав подопечных и обеспечения благоприятной возможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в занимаемых жилых помещениях в коммунальной квартире законные представители должны принимать соответствующие меры.

--------------------------------

<1> Иное может быть установлено в законодательстве субъектов РФ.