Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.1.3. Повышение эффективности бюджетных инвестиций

Необходимо пересмотреть действующий порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, учитывая особенности правового положения государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, установленные законодательством.

Финансовое обеспечение осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретения объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности, закрепленные (подлежащие закреплению) на праве оперативного управления или хозяйственного ведения соответственно за бюджетными и автономными учреждениями, казенными или унитарными предприятиями, может осуществляться либо путем предоставления субсидии указанным организациям, либо путем инвестиций из соответствующего бюджета:

путем передачи органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления на безвозмездной основе на основании соглашений (договоров) своих полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лице указанных органов государственных (муниципальных) контрактов бюджетным и автономным учреждениям или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют соответственно функции и полномочия учредителей или права собственника имущества соответствующего публично-правового образования (далее - органы власти);

путем осуществления бюджетных инвестиций самим органом власти как получателем бюджетных средств с последующей передачей результата капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям или унитарным предприятиям.

Необходимо обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов, сопряженное с масштабным привлечением частных инвестиций в отечественную экономику, посредством решения следующих задач:

сокращение рисков, с которыми сопряжен процесс осуществления инвестиций в проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства;

передача большей части рисков по инвестиционным проектам от государства к частным инвесторам с расширением доступа капитала на традиционно государственный рынок инвестиций в социальную сферу и инфраструктуру;

повышение эффективности бюджетных инвестиций;

создание новых инструментов бюджетной политики в сфере государственных инвестиций, обеспечивающих "комфортные" условия для частного капитала;

повышения эффективности управления созданными в результате инвестиционной деятельности активов, в том числе компаниями с государственным участием и институтами развития, включая привлечение частного капитала к их дальнейшему развитию и модернизации;

совершенствования механизмов предоставления государственных гарантий.

Для решения указанных задач должны быть осуществлены следующие меры.

1. Мероприятия, направленные на сокращение рисков инвестирования в проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства:

обеспечение обязательного публичного финансового, технологического, ценового и правового аудита (в формате due diligence) всех инвестиционных проектов с государственным участием во всех формах (в том числе в форме налоговых расходов) суммарным объемом инвестиций выше 1,5 млрд. рублей;

формирование, мониторинг и учет при принятии решений о государственной поддержке инвестиционного проекта репутации и опыта реализации аналогичных проектов собственников и топ-менеджмента компании, реализующей проект;

проведение систематического сравнительного анализа результатов, достигаемых при реализации лучших инвестиционных проектов с государственным участием, с последующим их учетом при принятии решений по новым аналогичным расходным обязательствам инвестиционного характера;

повышение инвестиционной привлекательности инвестиционных проектов за счет установления долгосрочных тарифов, а также иных мер регуляторного характера в сфере реализации проекта;

повышение инвестиционной привлекательности проектов за счет улучшения условий ведения бизнеса в Российской Федерации;

обеспечение обязательной оценки влияния на конкурентную среду участия Российской Федерации в реализации инвестиционного проекта;

сокращение государственного участия в экономической деятельности, искажающего условия конкуренции, путем прекращения государственной финансовой поддержки инвестиционных проектов, аналоги которых реализуются в коммерческом секторе;

разработка и применение в бюджетном планировании отраслевых моделей государственного стимулирования экономической активности, привлечения частных инвестиций и управления отраслевыми рисками;

переход от бюджетных инвестиций к закупкам товаров и услуг на основе долгосрочных проектных соглашений в случае реализации инвестиционного проекта в сфере осуществления государственных функций.

2. Мероприятия, направленные на передачу рисков по инвестиционным проектам от государства к частным инвесторам:

проведение оценки возможности привлечения частных инвестиций для реализации либо софинансирования инвестиционного проекта до принятия финансовых обязательств Российской Федерации по данному проекту;

привлечение частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов с передачей им части проектных рисков в случае возможности коммерческого использования объектов, созданных в результате реализации инвестиционного проекта;

стимулирование частных инвестиций в рамках проектов государственно-частного партнерства по комплексному развитию территорий с последующей частичной компенсацией произведенных расходов в части развития публичной инфраструктуры в зависимости от дополнительных налоговых поступлений от эксплуатации новых предприятий, созданных участниками таких проектов;

развитие инструментов страхования инвестиций, в том числе за счет создания специальных фондовых и производных финансовых инструментов.

3. Мероприятия, направленные на повышение эффективности бюджетных инвестиций:

уточнение порядка предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями в части совершенствования контроля за достижением целей и задач, для реализации которых осуществлялись вложения в уставный капитал;

установление обязательных требований к обоснованию новых бюджетных и налоговых расходов инвестиционного характера в формате инвестиционных проектов, в том числе путем корректировки правил и методических указаний по разработке государственных программ Российской Федерации в части обязательного использования принципов проектного подхода к планированию расходов инвестиционного характера;

обеспечение ежегодного анализа результативности и эффективности институтов развития и компаний с государственным участием в части их финансовой самостоятельности и привлечения внебюджетных инвестиций;

совершенствование механизмов использования специальных счетов в уполномоченных банках-агентах, через которые осуществляется финансирование капитальных вложений в инвестиционные проекты, для контроля целевого использования бюджетных расходов инвестиционного характера;

совершенствование бюджетного законодательства в части процедуры и условий принятия долгосрочных финансовых обязательств по расходам инвестиционного характера в формате инвестиционных проектов, а также реализации инвестиционных проектов в формате государственно-частного партнерства;

осуществление оценки потребности в средствах федерального бюджета на основе структуры проектного финансирования инвестиционного проекта, с использованием различных инструментов, включая объемы налоговых расходов;

формирование правил предоставления налоговых расходов для реализации инвестиционных проектов и оценки их целевого использования, эффективности и результативности на общих с другими расходами принципах;

проведение анализа и включение в государственные программы Российской Федерации объемов налоговых расходов по инвестиционным проектам и действующим предприятиям в отраслях экономики;

формирование механизмов и стратегии выхода Российской Федерации из инвестиционных проектов на условиях возвратности вложенных бюджетных средств, а также устойчивости и сохранения темпов развития созданных предприятий;

завершение (прекращение) мероприятий по поддержке национальной экономики, не обеспечивающих достижение целевых показателей, определенных в государственных программах Российской Федерации;

совершенствование использования долговых инструментов при реализации проектов в форме государственно-частного партнерства, а также согласование долговой политики с политикой в сфере государственно-частного партнерства.

4. Мероприятия, направленные на создание новых инструментов инвестиционной политики:

разделение функций владения и управления государственными активами за счет их передачи в доверительное управление с привлечением с финансового рынка инвестиций, необходимых для их развития;

создание низкорисковых финансовых инструментов долгосрочного проектного финансирования, обеспечивающих возможность направления части средств пенсионной системы, а также средств государственных фондов Российской Федерации на финансирование инвестиционных проектов в реальном секторе национальной экономики;

переход от прямой бюджетной поддержки новых инвестиционных проектов к использованию механизмов возвратного финансирования в случае реализации коммерческих инвестиционных проектов;

стимулирование развития коммуникационных площадок между рыночными участниками с привлечением институтов развития, в том числе в формате технологических платформ.