Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.1.2. Создание и развитие нормативной правовой и методической базы по повышению доступности и качества государственных (муниципальных) услуг

Для повышения качества и доступности государственных услуг необходимо решение следующих основных задач.

1. Использование инструмента государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (далее - государственное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи государственных программ Российской Федерации и государственных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах.

Сводные показатели государственных заданий должны включаться в состав индикаторов государственных программ Российской Федерации (подпрограмм), в рамках которых осуществляется организация оказания этих услуг, а параметры государственных заданий - формироваться в соответствии с целями и результатами соответствующих государственных программ.

2. Преобразование государственных учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, в организации иной организационно-правовой формы. Изменение типа бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления, по типу казенного учреждения, либо их ликвидация.

3. Оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации государственных учреждений, деятельность которых не соответствует полномочиям, возложенным на публично-правовое образование, которое является его учредителем, а также не соответствует профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Необходимо разработать критерии принятия решений о целесообразности сохранения, реорганизации, изменении типа или ликвидации государственных учреждений, предусмотрев анализ основных видов деятельности учреждений, определенных учредительными документами, оценку объема (содержания) оказываемых государственных услуг, наличие конкурентных отношений, установление достоверных критериев для измерения качества, количества и стоимости конечных результатов деятельности учреждений и т.д.

В отношении бюджетной сети субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также должны быть созданы условия для стимулирования оптимизации ее (сети) структуры, в том числе с помощью совершенствования положений законодательства Российской Федерации о разграничении полномочий и методической поддержки органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов муниципальной власти.

4. Формирование единого регистра государственных услуг на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности, и включающего в себя государственные услуги, реализуемые в рамках Федеральных законов от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ и от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ.

Унификация подходов к формулированию услуг и формирование их исчерпывающего перечня в соответствии с возложенными на органы власти полномочиями позволит обеспечить реализацию конституционных гарантий перед гражданами, быстрое и четкое формирование государственных заданий учреждениям на основе сопоставимых критериев, а, следовательно, повысить эффективность деятельности учреждений.

Единый регистр государственных услуг, сформированный на основании базовых перечней государственных услуг, должен стать основанием для формирования ведомственного перечня государственных услуг.

На основе ведомственного перечня, утвержденного органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, либо главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся казенные учреждения, должно формироваться государственное задание.

Государственные задания на основе единого регистра государственных услуг предлагается формировать, начиная с 2015 года.

К этому сроку единый регистр государственных услуг должен стать базовым информационным ресурсом, в который интегрируются все существующие общероссийские классификаторы, реестры и справочники, предназначенные для систематизации и кодирования информации о видах деятельности и государственных услугах.

Для этого планируется продолжить актуализацию общероссийских классификаторов, реестров, справочников, формирование единой методологии систематизации и кодирования информации.

5. Переход при финансовом обеспечении учреждений к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики). Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, а, следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.

На первом этапе реформы государственных учреждений финансовое обеспечение оказания государственных услуг в соответствии с государственным заданием осуществлялось на основе "первоначальных" нормативных затрат, установленных индивидуально для каждого учреждения. Установление индивидуальных нормативных затрат позволило увязать объем финансового обеспечения деятельности учреждения с объемом оказываемых данным учреждением государственных услуг, а также проанализировать различия в финансовом обеспечении разных учреждений.

В то же время, индивидуальные нормативные затраты тормозят дальнейшее развитие реформы по повышению качества, эффективности и доступности государственных услуг, предусматривающей создание условий для выбора наиболее эффективного поставщика государственных услуг по качеству, доступности, стоимости услуг и формирование рыночных механизмов оказания государственных услуг для юридических и физических лиц, предусматривающих закупку указанных услуг у организаций-исполнителей, выбранных данными юридическими и физическими лицами.

Вовлечение организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц, а, следовательно, обеспечит и рост качества оказания государственных услуг населению.

Необходимо предусмотреть возможность финансового обеспечения оказания государственных услуг через их потребителя, когда средства соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации поступают в учреждение после обращения потенциального получателя государственной услуги именно в это учреждение. При этом соответствующий сертификат или иной документ, подтверждающий финансовые обязательства государства по оплате государственной услуги должен приниматься в качестве частичной или полной оплаты необходимых гражданину услуг, предоставляемых негосударственными организациями на платной основе.

Для перехода от нерыночного механизма распределения государственных заданий к конкурсному размещению государственного (муниципального) заказа на оказание государственных услуг как среди государственных учреждений, так и организаций негосударственного сектора, необходимо предусмотреть внесение поправок в законодательство Российской Федерации, регулирующее государственные закупки.

Прежде всего, необходимо распространить законодательство Российской Федерации, регулирующее государственные закупки, на оказание государственных и муниципальных услуг для нужд их потребителей (т.е. третьих лиц), а также предусмотреть специальные требования к размещению заказов на закупки услуг в пользу третьих лиц и проведению конкурсных процедур отбора поставщиков среди государственных и негосударственных организаций.

Кроме того, органам государственной власти (органам местного самоуправления), нужно установить прозрачную методику по определению стоимости государственных услуг путем введения единых (групповых) значений нормативных затрат формирования субсидий на выполнение государственного задания, с использованием корректирующих показателей.

6. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в государственных учреждениях.

Одним из требований Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ является четкое разграничение услуг, оказываемых государственными учреждениями на платной и бесплатной основе. В Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) указан исчерпывающий перечень случаев, в которых учреждение вправе оказывать платные услуги - только сверх государственного задания и по видам деятельности учреждения, не являющимся основными и не финансируемым по государственному заданию. В пределах государственного задания платные услуги можно оказывать, только если эта возможность установлена в федеральном законе (например, Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре").

Вместе с тем, на региональном и муниципальном уровнях есть учреждения (например, детские дошкольные учреждения, дома престарелых), оказывающие услуги, в технологию предоставления которых в той или иной степени встроено взимание платы.

Решение проблемы определения стоимости платных услуг не предполагается осуществлять в рамках централизованного единого решения о методах регулирования определения платы. К полномочиям органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, отнесены многие способы: от полного регулирования данным органом цены каждой услуги для каждого учреждения до предоставления полной самостоятельности учреждению.

При этом согласно Федеральному закону N 7-ФЗ порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Продолжение работы по организационной и информационной поддержке реформы государственных учреждений.

Для этого необходимо предусмотреть подготовку соответствующих методических рекомендаций, ведение информационной базы мониторинга реализации реформы государственных учреждений и финансового анализа ее результатов, а также организационные мероприятия, направленные на разъяснение механизмов и инструментов реализации реформы, для органов власти всех уровней, руководителей учреждений.

8. Включение показателей качества государственных услуг в государственные задания.

Необходимо установить стандарты оказания государственных услуг, обязательные для выполнения в соответствии с предусмотренными законодательством Российской Федерации гарантиями.

На федеральном уровне будет разработан перечень рекомендованных показателей качества, который не должен быть закрытым. Субъектам Российской Федерации (муниципалитетам), утверждающим государственные (муниципальные) задания, целесообразно предоставить право устанавливать не включенные в этот перечень показатели качества в зависимости от специфики подведомственных учреждений, их финансовой обеспеченности.

9. Внедрение в государственных (муниципальных) учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности, и финансирования учреждений, настроенных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда.

В этих целях предусматриваются: актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); совершенствование основных элементов системы оплаты труда, в том числе системы стимулирующих выплат, исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); введение взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретного учреждения и работника, разработка систем оценки эффективности деятельности руководителей учреждений и работников; разработка типовых норм труда с учетом определения численности работников, необходимых для предоставления услуг в объемах, установленных государственными гарантиями и стандартами. Комплекс указанных мероприятий создаст основу для применения в государственных (муниципальных) учреждениях принципов "эффективного контракта".

В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

10. Переход от мониторинга первого этапа реформы совершенствования правового положения государственных учреждений, разработанных органами государственной власти (органами местного самоуправления) правовых актов, приведенных в соответствие с требованиями Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, уставов государственных учреждений, к мониторингу результатов и эффектов от реализации реформы государственных и муниципальных учреждений.

Развитие указанной системы мониторинга является важной самостоятельной задачей, для решения которой необходимо:

разработать отраслевые показатели эффективности деятельности государственных учреждений, позволяющие оценить достижение целей, поставленных указанным Федеральным законом;

усовершенствовать механизм осуществления мониторинга, минимизировав собираемые в его процессе сведения, а также продолжить развитие официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru).

Успешность этого направления работы во многом будет определяться ходом реформы в отношении учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.