Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.1.4. Повышение качества финансового менеджмента

Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как на ведомственном уровне, так и на уровне государственных (муниципальных) учреждений.

Финансовый менеджмент органа государственной власти (органа местного самоуправления) должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для государственных (муниципальных) нужд, учет и отчетность, финансовый аудит).

Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля и аудита в органах государственной власти (органах местного самоуправления).

В соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации" внутренний финансовый контроль в системе главного администратора бюджетных средств определен как система мер по установлению и контролю за внутренними процедурами планирования и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности, а также формированию предложений по улучшению качества бюджетных процедур.

Внутренний финансовый контроль дополняется внутренним финансовым аудитом, нацеленным на проведение на основе функциональной независимости оценки надежности системы внутреннего финансового контроля, полноты и достоверности бюджетной отчетности. Основным результатом внутреннего финансового аудита будет направление руководителю органа государственной власти (органа местного самоуправления) рекомендаций по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Повышение качества внутреннего финансового контроля и аудита предполагает проведение следующих мероприятий:

разработка и совершенствование нормативного и методического обеспечения внутреннего финансового контроля и аудита;

внедрение риск-ориентированного планирования внутреннего финансового аудита;

внедрение системы внешней и внутренней оценки качества внутреннего финансового контроля и аудита на основе установленных количественных показателей эффективности деятельности должностных лиц в сфере внутреннего финансового контроля и аудита;

подготовка и переподготовка указанных должностных лиц.

Внутренний контроль должен превратиться в постоянный процесс контроля, осуществляемый руководством и должностными лицами всех структурных уровней ведомства (учреждения) в ходе исполнения функций и полномочий (оказания услуг), направленный на предоставление разумных гарантий:

соблюдения и качественного исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, административных и внутренних регламентов (стандартов);

формирования и представления полной и достоверной финансовой (бухгалтерской) и иной отчетности;

сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении, эффективности его использования;

соблюдения принципов эффективности и результативности деятельности.

Роль внутреннего аудита сводится к оценке надежности средств внутреннего контроля, подтверждению полноты и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, формированию рекомендаций по повышению эффективности деятельности органа государственной власти (органа местного самоуправления), государственного (муниципального) учреждения.

Практика применения новых подходов по организации внутреннего финансового контроля и аудита в системе главного администратора бюджетных средств позволит к 2015 году перейти к формированию систем внутреннего контроля и аудита, охватывающих все аспекты деятельности как органов государственной власти (органов местного самоуправления), так и государственных (муниципальных) учреждений.

В 2015 - 2018 годах первоочередными мероприятиями по развитию систем внутреннего контроля и аудита являются:

формирование нормативных правовых актов, обеспечивающих осуществление внутреннего контроля и аудита как в системе главного администратора бюджетных средств, так и в государственном (муниципальном) учреждении;

разработка и внедрение программ обучения и тренингов по внутреннему контролю и аудиту.

Функционирование системы внутреннего контроля и аудита, включающей внутренний финансовый контроль и аудит, должно привести к постоянному росту качества финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств, государственного (муниципального) учреждения.

Для количественной оценки повышения качества финансового менеджмента необходимо продолжить развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, осуществляемого финансовым органом.

Совершенствование системы мониторинга качества финансового менеджмента будет направлено не только на дополнение и уточнение системы количественных показателей, характеризующих степень отлаженности бюджетных процедур, механизмов внутреннего финансового контроля, состояние бюджетной дисциплины, но и на введение показателей, характеризующих результативность бюджетных расходов в отчетном периоде. Это позволит определить области неэффективных бюджетных расходов с последующими возможными решениями по корректировке государственных (муниципальных) программ.

Органы государственной власти (местные администрации) - учредители должны иметь возможность получения оперативной оценки качества деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений.

В этих целях необходимо создать многофакторную систему мониторинга качества финансового менеджмента государственных (муниципальных) учреждений, в результате которого должна объективно оцениваться деятельность любого государственного (муниципального) учреждения на основе показателей, характеризующих:

объем предоставленных государственных (муниципальных) услуг, их качество и доступность;

законность и качество управления имуществом государственных (муниципальных) учреждений, используемого для целей оказания государственных (муниципальных) услуг;

качество управления доходами государственных (муниципальных) учреждений от приносящей доход деятельности (утверждение и реализация программ материального стимулирования сотрудников учреждений);

обоснованность планов финансово-хозяйственной деятельности;

качество финансовой дисциплины, выражающейся в соблюдении планов финансово-хозяйственной деятельности, правильности и достоверности ведения бухгалтерского учета и учетной политики;

обоснованность наличия остатков в части субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.

Кроме того, в рамках решения задачи по повышению эффективности управления отдельными видами расходов бюджета будут внедрены инструменты, позволяющие производить оценку результатов исполнения бюджета.

Так, в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов планируется создать механизмы определения экономии и переноса остатков с учетом показателей плана закупок товаров, работ и услуг, плана-графика осуществления закупок.

Планы закупок и сведения о поставленных на учет бюджетных обязательствах позволят получить информацию о принимаемых и действующих бюджетных обязательствах, а реестр контрактов и сведения плана-графика - информацию о заключенных государственных (муниципальных) контрактах, объемах и сроках исполнения денежных обязательств. На основе полученных показателей можно производить расчет остатков неиспользованных на начало очередного финансового года бюджетных ассигнований на исполнение заключенных государственных (муниципальных) контрактов и принимать решения об их перераспределении.