2.2. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, реализующие полномочие субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наделение указанным полномочием органов местного самоуправления

Федеральным законом N 15-ФЗ полномочие по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к государственному полномочию, осуществление которого сосредоточено в компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Региональная модель реализации федеральной гарантии обеспечения жильем граждан указанной категории предполагает:

формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящегося в государственной собственности субъекта РФ, за счет средств субъекта РФ;

управление специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта РФ;

принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об исключении жилых помещений из указанного фонда органом исполнительной власти субъекта РФ;

признание невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц;

осуществление органом исполнительной власти субъекта РФ контроля за использованием жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателей по договору социального найма или собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и за распоряжением этими жилыми помещениями, а также обеспечение органом исполнительной власти субъекта РФ их надлежащего санитарного и технического состояния (обеспечение сохранности);

формирование органом исполнительной власти субъекта РФ списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

принятие органом исполнительной власти субъекта РФ решения о заключении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения и заключение этим органом указанного договора;

принятие органом исполнительной власти субъекта РФ решения об однократном заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

принятие органом исполнительной власти субъекта РФ решения о заключении с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока договора найма специализированного жилого помещения в отношении этого же жилого помещения договора социального найма и заключение указанным органом такого договора.

Осуществление государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляется целесообразным отнести к компетенции по крайней мере двух органов исполнительной власти субъекта РФ:

органа исполнительной власти субъекта РФ, который ведет работу непосредственно с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, их законными представителями, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам обеспечения жилыми помещениями (устанавливает наличие оснований для предоставления жилых помещений и формирует список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, контролирует сохранность жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей которых либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей);

органа исполнительной власти субъекта РФ, который, действуя от имени собственника жилищного фонда, формирует специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляет из него жилые помещения, заключает с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоры найма специализированного жилого помещения и договоры социального найма жилого помещения, осуществляет контроль за использованием и сохранностью специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Функции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан или в сфере социальной защиты населения (далее - орган опеки и попечительства субъекта РФ). Для эффективной реализации возложенных на указанный уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ полномочий часть этих функций должна осуществляться его территориальными органами <1>.

--------------------------------

<1> Модельный закон и модельное постановление.

В целях своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует провести необходимые организационные мероприятия по увеличению численности сотрудников, осуществляющих указанное полномочие, из расчета 1 штатная единица в органе исполнительной власти субъекта РФ не более чем на 500 нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 1 штатная единица в территориальном подразделении органа исполнительной власти субъекта РФ не более чем на 50 лиц указанной категории, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

К компетенции органа опеки и попечительства субъекта РФ следует отнести следующие вопросы (функции):

формирование единого по субъекту РФ списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

установление невозможности проживания лиц указанной категории в ранее занимаемых жилых помещениях;

выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и однократного заключения с нанимателем договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок;

осуществление контроля за использованием жилых помещений, находящихся в собственности или пользовании (по договору социального найма) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и за распоряжением указанными жилыми помещениями (обеспечение сохранности);

принятие мер по обеспечению возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемые жилые помещения при возможности проживания в них.

Функции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, управляющего специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - орган субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта РФ в области жилищно-коммунального хозяйства, жилищного строительства, управления имуществом или специализированный орган по управлению жилищным фондом субъекта РФ.

К компетенции органа субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует отнести следующие вопросы (функции):

формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе включение жилых помещений в фонд и исключение из него жилых помещений;

управление указанным жилищным фондом и его содержание;

принятие решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения и заключение указанного договора;

принятие решения об однократном заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок и заключение указанного договора;

принятие решения об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключении договора социального найма жилого помещения, заключение указанного договора.

Таким образом, органами, ответственными за обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, выступают органы исполнительной власти субъекта РФ, а специализированный жилищный фонд для указанных лиц формируется как государственный жилищный фонд, находящийся в собственности субъекта РФ.

Для рассмотрения сложных или спорных вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте РФ может быть образована межведомственная комиссия <1>.

--------------------------------

<1> Например, Положение о межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденное постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 23 ноября 2010 г. N 41; Положение о городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, утвержденное распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N 547-РП. Межведомственные комиссии, образованные ранее, должны с 1 января 2013 г. руководствоваться положениями Федерального закона N 159-ФЗ и ЖК РФ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств. В случае наделения органов местного самоуправления указанным государственным полномочием, включая приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на муниципальные образования как на собственников соответствующего жилищного фонда возлагаются содержание этих помещений и управление ими <1>.

--------------------------------

<1> Согласно разъяснению Верховного Суда РФ к компетенции органов местного самоуправления в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ относятся учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания // Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 г. (ответ на вопрос 3), утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 г.

В этом случае органы местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ, формируют список нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также устанавливают невозможность проживания указанных лиц в ранее занимаемых ими жилых помещениях и выявляют обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. В том случае, если органы местного самоуправления в рамках осуществления указанного государственного полномочия формируют список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, уполномоченным органом субъекта РФ, контролирующим осуществление органами местного самоуправления соответствующего государственного полномочия, должен формироваться единый по субъекту РФ список нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формирование списка только на уровне органов местного самоуправления не допускается.

Вопрос о наделении органов местного самоуправления рассматриваемым государственным полномочием решается органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно исходя из экономической и иной практической целесообразности. При наделении органов местного самоуправления указанным полномочием финансовые взаимоотношения субъекта РФ и муниципального образования с учетом всех аспектов выполнения передаваемого полномочия регулируются в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданного им государственного полномочия осуществляется органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ.

--------------------------------

<1> Далее - Федеральный закон N 131-ФЗ.