2.1. Законодательство, регулирующее обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предусмотренный им новый порядок предоставления жилых помещений гражданам указанной категории

Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем. Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются:

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>;

--------------------------------

<1> Далее - Федеральный закон N 159-ФЗ.

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ <1>;

--------------------------------

<1> Далее - ЖК РФ.

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>.

--------------------------------

<1> Далее - Федеральный закон N 15-ФЗ.

Последним Федеральным законом предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который начинает действовать с 1 января 2013 года. Федеральным законом N 15-ФЗ:

1) изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами РФ;

2) в ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма:

в главе 9 "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" часть 1 статьи 92 дополнена пунктом 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая статья 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

в главу 10 "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" введена новая статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

статья 103 главы 10 "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" дополнена новой частью 5 о недопустимости выселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта;

3) предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1> перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;

--------------------------------

<1> Далее - Федеральный закон N 184-ФЗ.

4) новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо разработать соответствующее законодательство субъектов РФ.

На уровне субъектов РФ должны быть приняты нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным Федеральным законом N 15-ФЗ к компетенции субъектов РФ, а также развивающие нормы федеральных законов в сфере жилищного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и способствующие реализации положений федерального законодательства. В нормативных правовых актах субъектов РФ, разработанных на основе Федерального закона N 15-ФЗ, не следует дублировать положения Федерального закона N 159-ФЗ, ЖК РФ, Федерального закона N 15-ФЗ. В них не могут содержаться ограничения, не предусмотренные указанными федеральными законами и не следующие из федерального законодательства.

В нормативных правовых актах субъекта РФ необходимо определить:

порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями <1>;

--------------------------------

<1> Модельный закон субъекта РФ, принимаемый в соответствии с Федеральным законом N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (приложение N 1 к настоящим Рекомендациям) (далее - модельный закон).

перечень документов, представляемых для включения в список лиц указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями <1>;

--------------------------------

<1> Модельное постановление Правительства субъекта РФ "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (приложение N 2 к настоящим Рекомендациям) (далее - модельное постановление).

дополнительные обстоятельства, при которых признается невозможным проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, находящихся в их собственности либо в пользовании по договору социального найма <1>;

--------------------------------

<1> Модельный закон.

порядок установления невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, находящихся в их собственности либо в пользовании по договору социального найма <1>;

--------------------------------

<1> Модельное постановление.

перечень обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации <1>;

--------------------------------

<1> Модельный закон.

порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации <1>;

--------------------------------

<1> Модельное постановление.

порядок обеспечения сохранности жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и подготовки жилых помещений к заселению указанными лицами <1>.

--------------------------------

<1> Модельный закон.

Органы государственной власти субъектов РФ должны:

сформировать специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточный для своевременного решения жилищной проблемы лиц указанной категории;

своевременно предоставлять жилые помещения указанного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения их социальной адаптации при прекращении попечительства со стороны государства (организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) или назначенных попечителями граждан, а в определенных случаях - до достижения детьми возраста 18 лет;

осуществлять контроль за сохранностью и использованием жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанные функции осуществляются органами государственной власти субъектов РФ за счет собственных средств.

Для решения жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна применяться следующая форма (способ) обеспечения жилым помещением: предоставление жилого помещения для указанных лиц по договору найма специализированного жилого помещения на пять лет. В последующем, после окончания срока договора найма специализированного жилого помещения, жилое помещение исключается из специализированного фонда и в отношении него заключается договор социального найма. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен однократно на новый пятилетний срок при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в преодолении трудной жизненной ситуации.

Не допускается замена данной формы иными формами (способами) решения жилищной проблемы граждан указанной категории, например, предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть реализована установленная Федеральным законом N 159-ФЗ форма предоставления жилых помещений.

В то же время субъекты РФ в рамках предоставленных полномочий и исполняемых расходных обязательств могут установить, помимо предусмотренной федеральной гарантии решения жилищной проблемы лиц указанной категории, дополнительные гарантии, например, предоставление жилых помещений по нормам площади, превышающим установленные для предоставления жилых помещений соответствующего жилищного фонда; льготы (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; проведение ремонта жилого помещения и т.п. <1>

--------------------------------

<1> Модельный закон.