Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Общие вопросы организации и проведения таможенных проверок

II. Общие вопросы организации и проведения

таможенных проверок

9. В соответствии с пунктом 4 статьи 122 ТК ТС должностные лица уполномоченных подразделений проводят таможенную проверку путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

10. Таможенная проверка проводится должностными лицами таможенного органа, в регионе деятельности которого зарегистрирован исполнительный орган проверяемого лица, или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товара.

Таможенная проверка может проводиться по месту нахождения проверяемых товаров.

11. При проведении таможенной проверки должностные лица уполномоченных подразделений таможенных органов проверяют:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

6) соблюдение установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза;

7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

12. В соответствии со статьей 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

13. Проведению таможенной проверки предшествует подготовительная работа, которая проводится должностными лицами уполномоченного подразделения на основании обоснованных предложений по выбору объекта (объектов) таможенной проверки, изложенных в докладной записке должностного лица уполномоченного подразделения на имя начальника этого подразделения (в ФТС России - служебной запиской на имя начальника (заместителя начальника) ГУФТДиТР), либо в поручении вышестоящего таможенного органа, либо в утвержденном начальником таможенного органа акте инспекторской проверки.

Должностные лица уполномоченного подразделения проводят подготовительную работу в минимальный срок, не превышающий по продолжительности 6 (шести) месяцев с даты наложения резолюции начальником уполномоченного подразделения на докладной, служебной записках, указанных в абзаце первом настоящего пункта, служебной записке структурного подразделения, инициирующего проведение таможенного контроля в форме таможенной проверки, структурного подразделения, проводившего инспекторскую проверку, либо с даты наложения резолюции начальником таможенного органа на письме вышестоящего таможенного органа с поручением о проведении таможенной проверки.

При назначении встречной выездной таможенной проверки подготовительная работа не может превышать 5 (пяти) рабочих дней с даты поступления поручения о проведении такой проверки в таможенный орган либо с даты наложения резолюции начальником уполномоченного подразделения на докладной записке, указанной в абзаце первом настоящего пункта.

14. Подготовительная работа может включать следующие действия:

1) сбор сведений о проверяемом лице, в том числе:

о месте нахождения юридического лица, месте осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) месте фактического осуществления их деятельности (далее - объекты проверяемого лица);

о должности, фамилии, имени, отчестве руководителя юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) и лица, выполняющего функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера юридического лица, индивидуального предпринимателя;

о внешнеэкономической деятельности проверяемого лица;

о ранее проведенных в отношении проверяемого лица таможенных проверках или иных формах таможенного контроля и их результатах;

иных сведений, необходимых для проведения таможенной проверки;

2) подготовку и направление запросов о представлении документов и сведений:

в государственные органы и организации, а также в иные организации в соответствии с пунктом 4 статьи 98 ТК ТС (за исключением лица, в отношении которого по результатам подготовительной работы может быть назначена таможенная проверка);

в другие структурные подразделения таможенного органа, назначившего проверку, или в таможенные органы;

3) изучение и анализ:

документов и сведений, представленных лицом при осуществлении таможенных операций;

информации, имеющейся у структурных подразделений таможенного органа, поступившей из таможенных, налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органов, а также сообщений и заявлений российских и иностранных лиц, средств массовой информации и компетентных органов иностранных государств, международных организаций и прочих лиц;

сведений, содержащихся в базе данных электронных копий таможенных деклараций и иных базах и банках данных таможенных органов Российской Федерации, в том числе поступивших из налоговых, правоохранительных и иных государственных контролирующих органов;

информации, полученной из иных источников официальным путем;

4) уточнение перечня вопросов, подлежащих проверке;

5) подбор и изучение нормативных правовых актов, касающихся вопросов проверки;

6) анализ результатов применения форм таможенного контроля для принятия решения о назначении таможенной проверки (в том числе встречной).

15. Должностные лица уполномоченного подразделения, проводившие подготовительную работу, оформляют ее результаты в виде докладной записки на имя начальника (заместителя начальника, осуществляющего координацию и контроль деятельности уполномоченного подразделения) таможенного органа, содержащей сведения о должностном лице (лицах), проводившем подготовительную работу, о проведенных мероприятиях, а также обоснованные выводы о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенной проверки, предложения о форме таможенной проверки (камеральная, выездная) или применению иных форм таможенного контроля, предусмотренных главой 16 ТК ТС.

Докладная записка визируется лицом (лицами), проводившим подготовительную работу, и подписывается начальником уполномоченного подразделения. Докладная записка направляется для принятия решения начальнику (заместителю начальника, осуществляющему координацию и контроль деятельности уполномоченного подразделения) таможенного органа.

Если по результатам подготовительной работы сделан вывод о целесообразности назначения выездной таможенной проверки, к докладной записке прилагается проект решения о проведении выездной таможенной проверки и программа ее проведения.

16. Программа проведения выездной таможенной проверки (далее - программа) разрабатывается должностными лицами уполномоченного подразделения, которые будут проводить проверку, и должна содержать:

1) наименование проверяемого лица, организационно-правовую форму, ИНН, КПП, ОГРН (ОГРНИП), место государственной регистрации, место фактического осуществления деятельности;

2) фамилию, инициалы, должность руководителя комиссии и каждого члена комиссии по проведению выездной таможенной проверки (далее - комиссия);

3) перечень вопросов проверки со ссылкой на соответствующий подпункт (подпункты) пункта 3 статьи 122 ТК ТС, сведения о проверяемом периоде;

4) перечень мероприятий, сроки их проведения.

17. Программу утверждает начальник уполномоченного подразделения таможенного органа.

Программа доводится под подпись до сведения всех членов комиссии и приобщается к материалам выездной таможенной проверки.

18. При необходимости внесения изменений в программу в ходе проведения выездной таможенной проверки руководитель комиссии согласовывает данные изменения с начальником уполномоченного подразделения таможенного органа.

19. В случае нецелесообразности проведения таможенной проверки все материалы, полученные в ходе подготовительной работы, формируются в отдельное дело, которое хранится в уполномоченном подразделении в течение 5 (пяти) лет.

20. Все материалы, послужившие основанием для проведения таможенной проверки, а также полученные в ходе подготовительной работы, подлежат приобщению к материалам таможенной проверки.

21. В ходе подготовительной работы и при проведении таможенной проверки уполномоченное подразделение таможенного органа в случае необходимости запрашивает документы и информацию у других структурных подразделений этого таможенного органа или у других таможенных органов.

Срок исполнения запросов не должен превышать 5 (пяти) рабочих дней со дня получения запросов структурными подразделениями таможенного органа, проводящего подготовительную работу или таможенную проверку, и 10 (десяти) рабочих дней со дня их получения другими таможенными органами.

22. По результатам таможенной проверки составляется акт таможенной проверки (далее - акт), который должен содержать сведения, приведенные в части третьей статьи 178 Федерального закона.

При выявлении решений в области таможенного дела, не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в акте отражаются выводы о выявленных фактах нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и о неправомерности указанных решений.

В акте не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.

23. Датой завершения таможенной проверки считается дата составления акта.

24. Акт камеральной таможенной проверки подписывается должностным лицом (лицами) уполномоченного подразделения, проводившим (проводившими) проверку, и утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа.

Акт выездной таможенной проверки подписывается руководителем и членами комиссии по проведению выездной таможенной проверки и утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа.

25. Акт составляется в 2 (двух) экземплярах.

26. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки могут быть приняты следующие решения в сфере таможенного дела:

1) решение о корректировке таможенной стоимости товаров, принимаемое в соответствии со статьей 68 ТК ТС и частью 6 статьи 112 Федерального закона, которое оформляется согласно приложению N 1 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров";

2) решение о стране происхождения товаров, принимаемое в соответствии с частью 2 статьи 110 Федерального закона;

3) решение по классификации товаров, принимаемое в соответствии с пунктом 3 статьи 52 ТК ТС и частями 3, 4 и 5 статьи 106 Федерального закона, в случае, если таможенный орган, проводивший проверку, является таможенным органом, в регионе деятельности которого производился выпуск товара. В иных случаях решение по классификации товара принимается на основании акта таможенной проверки в соответствии с пунктом 7 статьи 178 Федерального закона.

Проекты указанных решений в сфере таможенного дела готовятся в ходе проведения таможенной проверки на основании полученных документов и информации, свидетельствующих о недостоверности сведений, заявленных в декларациях на товары.

По результатам таможенной проверки также могут быть приняты иные решения в сфере таможенного дела, влекущие доначисление и взыскание таможенных платежей, в том числе решение о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары, которые отражаются в акте, являющемся основанием для совершения действий, предшествующих выставлению требования об уплате таможенных платежей, в том числе по внесению изменений и (или) дополнений в декларацию на товары.

При выявлении решений в области таможенного дела, не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в акте отражаются выводы о выявленных фактах нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, неправомерности указанных решений и об их отмене, в случае если такая отмена обусловлена необходимостью принятия новых решений в области таможенного дела, поименованных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта.

27. Первый экземпляр акта приобщается к материалам таможенной проверки. Второй экземпляр акта и решения в области таможенного дела, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 26 Инструкции (в случае принятия таких решений), не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае принятия решения (решений) о корректировке таможенной стоимости таможенный орган указывает в сопроводительном письме либо уведомляет лицо (под подпись на первом экземпляре акта) при вручении ему второго экземпляра акта и решения (решений) в области таможенного дела о том, в какой таможенный орган лицо может представить документы, предусмотренные пунктом 28 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376.

28. Копии акта (актов) и решения (решений), указанных в пункте 26 Инструкции, заверяются в установленном порядке и направляются в таможню (таможни), в регионе деятельности которой был осуществлен выпуск товара.

29. В случае проведения таможенной проверки у лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, копия акта с материалами, свидетельствующими о выявленных фактах нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации и (или) о невыполнении лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, установленных ТК ТС и (или) Федеральным законом, а также о наличии оснований для исключения такого лица из соответствующего реестра, предусмотренных статьями 14, 20, 25, 30 и 35 ТК ТС, не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня завершения таможенной проверки направляются в таможенный орган, выдавший свидетельство о включении в реестр.

На основании полученных материалов таможенной проверки таможенный орган, выдавший свидетельство о включении в реестр, рассматривает вопрос об исключении лица из соответствующего реестра.

30. Копия акта в отношении лица, подавшего заявление на получение статуса уполномоченного экономического оператора, с материалами, свидетельствующими о наличии фактов нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации при осуществлении лицом внешнеторговой деятельности, и (или) несоблюдении условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора, предусмотренных статьей 39 ТК ТС и статьями 88, 96 Федерального закона, либо содержащего сведения об отсутствии нарушений и подтверждении соблюдения условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора, не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня завершения таможенной проверки направляется в таможенный орган, в который подано заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, для принятия решения с учетом выводов и предложений, изложенных в акте.

31. Копия акта в отношении уполномоченного экономического оператора с материалами, подтверждающими факты (признаки) нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации, несоблюдения уполномоченным экономическим оператором одного или нескольких условий присвоения данного статуса и (или) наличие иных оснований приостановления действия или отзыва свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, предусмотренных статьей 94 Федерального закона, либо содержащего сведения об отсутствии нарушений и указанных оснований, не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня завершения таможенной проверки направляется в таможенный орган, который выдал свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, для принятия решения в соответствии с выводами и предложениями, изложенными в акте.

На основании полученных материалов таможенной проверки таможенный орган, выдавший свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, в соответствии со статьей 94 Федерального закона рассматривает вопрос о приостановлении действия либо об отзыве свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и об исключении лица из реестра уполномоченных экономических операторов.