Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Особенности организации и проведения выездной таможенной проверки

IV. Особенности организации и проведения выездной

таможенной проверки

39. Выездная таможенная проверка проводится с выездом в место нахождения объекта (объектов) проверяемого лица. В соответствии с пунктом 1 статьи 132 ТК ТС объектами проверяемого лица являются: место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место фактического осуществления их деятельности.

Выездная таможенная проверка может проводиться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

40. Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.

Внеплановая таможенная проверка может быть встречной.

Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых уполномоченными подразделениями таможенных органов.

41. Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:

1) из информационных ресурсов таможенных органов;

2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных таможенных проверок;

3) от государственных органов;

4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

5) от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза;

6) от вышестоящего таможенного органа либо таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товаров;

7) из средств массовой информации;

8) из других источников официальным путем.

42. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года.

43. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств - членов Таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 132 ТК ТС;

5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.

Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

44. В целях проведения выездной таможенной проверки создается комиссия, состав которой указывается в решении начальника (заместителя начальника) таможенного органа о назначении выездной таможенной проверки.

Руководителем комиссии по проведению выездной таможенной проверки (далее - комиссия) назначается должностное лицо уполномоченного подразделения.

Руководитель комиссии:

организует работу членов комиссии;

подписывает требования, направляемые комиссией при проведении выездной таможенной проверки;

принимает решения о проведении таможенного осмотра помещений и территорий, а также решения о проведении таможенного досмотра в ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий в соответствии со статьей 119 ТК ТС;

готовит предложения по внесению изменений в состав комиссии;

принимает на основании акта выездной таможенной проверки решения в сфере таможенного дела.

На период проведения выездной таможенной проверки все члены комиссии подчиняются непосредственно руководителю комиссии.

Состав комиссии по проведению выездной таможенной проверки формируется из должностных лиц уполномоченного подразделения с обязательным включением должностного лица подразделения административных расследований таможенного органа (в ФТС России - Главного управления таможенных расследований и дознания).

Если вопросы выездной таможенной проверки затрагивают компетенцию других структурных подразделений таможенных органов, в состав комиссии включаются должностные лица этих подразделений.

Изменение состава комиссии производится на основании решения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, которое оформляется в виде резолюции на докладной записке руководителя комиссии. Проверяемому лицу направляется письменное уведомление об изменении состава комиссии, копия которого приобщается к материалам таможенной проверки.

Члены комиссии готовят заключения по вопросам выездной таможенной проверки в соответствии с компетенцией структурного подразделения, должностными лицами которого они являются.

Заключение составляется в свободной форме и должно содержать:

систематизированное описание выявленных фактов (признаков) нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле со ссылкой на положения нормативных правовых актов, требования которых нарушены, либо сведения об отсутствии выявленных фактов (признаков) нарушений;

предложения об устранении выявленных нарушений либо о ликвидации их последствий.

Заключения передаются руководителю таможенной проверки для учета при подготовке акта по результатам выездной таможенной проверки и приобщаются к материалам проверки.

45. Выездная таможенная проверка проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки, подписанного начальником (заместителем начальника) таможенного органа (далее - Решение).

46. В Решении указываются:

1) наименование проверяемого лица, организационно-правовая форма, ИНН, КПП, ОГРН (ОГРНИП), адрес государственной регистрации (местонахождения), место государственной регистрации, место фактического осуществления деятельности;

2) фамилия, инициалы, должность руководителя комиссии и каждого из ее членов;

3) полномочия руководителя комиссии на принятие решений в сфере таможенного дела по результатам таможенной проверки;

4) основание проведения выездной таможенной проверки со ссылкой на пункт плана проверок либо на соответствующий подпункт пункта 4 статьи 132 ТК ТС;

5) перечень вопросов, подлежащих проверке, со ссылкой на соответствующий подпункт (подпункты) пункта 3 статьи 122 ТК ТС;

6) проверяемый период.

47. Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки уполномоченное подразделение готовит и направляет проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передает такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

48. Копия Решения в течение трех рабочих дней с момента подписания Решения вручается проверяемому лицу должностным лицом уполномоченного подразделения либо направляется проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

49. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии Решения либо, в случае направления копии Решения проверяемому лицу почтой - дата поступления в таможенный орган почтового уведомления с отметкой о вручении письма адресату.

В случае отказа руководителя либо уполномоченного представителя проверяемого лица от получения копии Решения руководитель комиссии по проведению выездной таможенной проверки (либо уполномоченный им член комиссии) делает об этом запись в Решении. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в Решении об отказе в получении копии Решения.

В случае возврата в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту государственной регистрации датой начала проверки является дата поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

50. При проведении выездной таможенной проверки должностные лица таможенных органов пользуются правами, предусмотренными пунктами 2 - 4 статьи 98 ТК ТС, пунктом 1 статьи 134 ТК ТС, частью 2 статьи 166 и статьей 184 Федерального закона.

Наложение ареста на товары, изъятие товаров и документов при проведении таможенной проверки осуществляются в соответствии со статьей 183 Федерального закона.

51. В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых, за исключением объектов, на которые законодательством Российской Федерации установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов.

Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 (двадцати четырех) часов.

52. В случае необходимости получения при проведении выездной таможенной проверки коммерческих и бухгалтерских документов, иной информации, относящейся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами, а также документов, связанных с осуществлением проверяемым лицом деятельности в области таможенного дела, руководитель комиссии по проведению таможенной проверки (либо уполномоченный им член комиссии) на основании статей 98, 132, 134 ТК ТС передает (направляет) руководителю либо уполномоченному представителю проверяемого лица требование о представлении таких документов и сведений с указанием срока их представления. Требование передается (направляется) способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

В случае направления требования почтовым отправлением при возврате почтового отправления с отметкой, свидетельствующей об отсутствии лица по месту государственной регистрации, а также при установлении при выездной таможенной проверке отсутствия исполнительного органа проверяемого лица по месту государственной регистрации руководитель комиссии по проведению выездной таможенной проверки (либо уполномоченный им член комиссии) информирует об этом налоговый орган, в котором зарегистрировано проверяемое лицо, и принимает меры, предусмотренные СУР.

53. В случае непредставления проверяемым лицом документов по требованию таможенного органа либо их представления не в полном объеме при отсутствии мотивированного обращения о продлении срока их представления либо об их отсутствии уполномоченное должностное лицо, проводящее проверку, принимает меры к привлечению проверяемого лица к административной ответственности, предусмотренной КоАП России, а также иные меры, предусмотренные СУР.

54. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 (двух) месяцев. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

55. При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств - членов Таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению начальника (заместителя) таможенного органа или уполномоченного им лица (в ФТС России - начальника (заместителя начальника) ГУФТДиТР).

56. Приостановление и возобновление проведения выездной таможенной проверки оформляются резолюцией начальника таможенного органа, проводящего указанную проверку, или уполномоченного им заместителя начальника таможенного органа (в ФТС России - начальника (заместителя начальника) ГУФТДиТР) на докладной записке руководителя комиссии.

57. Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать 6 (шести) месяцев. Если проверка была приостановлена в связи с необходимостью направления запросов в компетентные органы государств - членов Таможенного союза или иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации и в течение 6 (шести) месяцев таможенным органом не получена запрашиваемая информация, имеющая существенное значение для результатов проверки, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на 3 (три) месяца.

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в Решение вносятся соответствующие записи, о чем в течение трех рабочих дней уведомляется проверяемое лицо в порядке, предусмотренном пунктом 49 Инструкции.

58. При необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенный орган, проводящий выездную таможенную проверку, может инициировать проведение встречной выездной таможенной проверки у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами (далее - встречная проверка).

Руководитель комиссии представляет завизированную начальником уполномоченного подразделения докладную записку начальнику (заместителю) таможенного органа (в ФТС России руководитель комиссии представляет начальнику (заместителю начальника) ГУФТДиТР служебную записку) с обоснованием необходимости проведения встречной выездной таможенной проверки и с приложением перечня вопросов, требующих проверки при ее проведении.

Начальник (заместитель начальника) таможенного органа (в ФТС России - начальник (заместитель начальника) ГУФТДиТР) принимает решение о направлении поручения о проведении встречной выездной таможенной проверки либо о нецелесообразности проведения встречной выездной таможенной проверки, о чем налагает соответствующую резолюцию на докладной (служебной) записке руководителя комиссии.

Поручение о проведении встречной выездной таможенной проверки направляется таможенным органом, проводящим выездную таможенную проверку, в таможенный орган, в регионе деятельности которого зарегистрировано лицо, у которого необходимо провести встречную выездную таможенную проверку.

Встречная выездная таможенная проверка проводится в порядке, установленном для проведения выездной таможенной проверки. При проведении встречной выездной таможенной проверки изучаются вопросы, поставленные при проведении выездной таможенной проверки.

Копия Решения о проведении встречной выездной таможенной проверки и акт по ее результатам направляется в таможенный орган, по инициативе которого была назначена встречная выездная таможенная проверка, в течение 5 (пяти) рабочих дней после их составления.