1.2. О практике рассмотрения судами дел о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений

Арбитражные суды, при рассмотрении дел о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений, руководствовались тем, что ПФР является органом государственного управления и выносили решения, не основанные на нормах материального права.

Правовое управление ПФР считает, что данный вывод суда противоречит пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.91 N 2122-1, в соответствии с которым ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

КонсультантПлюс: примечание.

Действующая структура федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649.

Указ Президента РФ от 10 января 1994 г. N 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" определяет структуру федеральных органов исполнительной власти и не относит Пенсионный фонд Российской Федерации к федеральным органам исполнительной власти. Следовательно, ПФР не является органом государственного управления (федеральным органом исполнительной власти) и акт документальной проверки ПФР не может рассматриваться арбитражным судом как акт органа государственного управления.

1.2.1. АООТ "Пари-Тет" предъявило иск к Отделению ПФР по Псковской области о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения от 05.05.95 N 00492 на сумму 93705705984 руб.

Ответчик иск не признал.

Суд установил, что Отделение ПФР по Псковской области, пользуясь правами органа государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, выставило инкассовое поручение на основании акта документальной проверки расчетов, из которого невозможно сделать вывод о виновности истца, поскольку в акте отсутствуют указания на то, какие конкретные нарушения были допущены истцом, какие нормативные акты нарушил истец, нет расшифровки сумм, которые взыскивает ответчик, отсутствуют ссылки на нормативные акты как основание для взыскания.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся принятия арбитражным судом решений, см. главу 20 АПК РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

Руководствуясь статьей 106 АПК РФ, суд решил признать недействительным вышеназванное решение ОПФР по Псковской области и взыскать с ОПФР по Псковской области госпошлину.

Судом в мотивировочной части нарушены нормы ст. 108 АПК: не указаны нормы материального права, на основании которых судом вынесено решение, нет анализа и оценки всех представленных ответчиком суду доказательств. Ни в описательной, ни в мотивировочной, ни в резолютивной частях решения арбитражный суд не указал на характер взыскиваемых в бесспорном порядке с АООТ "Пари-Тет" средств. Это имеет принципиальное значение при принятии решения, т.к. взыскиваемые средства являлись страховыми взносами и финансовыми санкциями на вознаграждения, выплаченные предпринимателям по договорам на транспортное обслуживание и оказание посреднических услуг. Арбитражный суд ушел от рассмотрения дела по существу: не рассмотрел вопрос о правомерности начисления Отделения ПФР по Псковской области страховых взносов и финансовых санкций на вознаграждения, выплаченные по договорам гражданско-правового характера предпринимателям.

Отделением ПФР по Псковской области подана апелляционная жалоба.