Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Профессиональное образование

В прогнозный период предусматриваются следующие основные направления развития профессионального образования:

оптимизация сети учреждений профессионального образования с учетом реформы бюджетных учреждений;

формирование комплексных учебных центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений начального и части учреждений среднего профессионального образования;

внедрение уровневого обучения (бакалавриат, магистратура, специалитет); трансформирование части программ среднего профессионального образования в программы прикладного бакалавриата;

перевод на нормативное подушевое финансирование не менее 50% учреждений профессионального образования (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки);

совершенствование государственной поддержки образовательного кредитования;

разработка и поэтапное введение новых государственных образовательных стандартов образования на основе компетентностного подхода с привлечением работодателей, аккредитации образовательных программ; совершенствование учебных программ, нацеленных на освоение конкретного набора компетентностей;

совершенствование технологий обучения;

создание конкурентной среды высшего образования;

ужесточение лицензионных и аккредитационных требований к вузам;

оптимизация процедур лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений, подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем повышения прозрачности административных процедур и снижения административных барьеров для заявителей;

создание сети федеральных и национальных исследовательских университетов, увеличение доли научных исследований в системе высшего профессионального образования;

переход на систему предоставления адресных стипендий;

создание в образовательных учреждениях органов самоуправления;

введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности;

создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ;

становление системы привлечения работодателей к реализации государственной политики в области профессионального образования;

расширение использования механизмов предоставления государственной поддержки переподготовки кадров высокой квалификации на федеральном и региональном уровнях, на условиях софинансирования со стороны работодателей и с учетом опыта реализации Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства;

развитие отечественной системы бизнес-образования на основе Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства и с использованием потенциала бизнес-школ, созданных в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование";

модернизация системы непрерывного образования;

поддержка механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования.

Решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны.

К 2013 году прогнозируется некоторое снижение уровня приема в учреждения профессионального образования в сравнении с уровнем 2009 года (по двум вариантам):

начального профессионального образования - 78,9 - 79,7%;

среднего профессионального образования 82,5 - 83,3%;

высшего профессионального образования 82,5 - 83,3 процента.

Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 2008 года, негативно отразилась на развитии рынка платных образовательных услуг.

В условиях кризиса из-за снижения платежеспособного спроса юридических и физических лиц многие потребители платных образовательных услуг были вынуждены отказаться от их получения. В связи с этим объем платных услуг сократился. Однако прогнозируется, что эта тенденция к 2013 году изменится, в том числе с учетом развития системы образовательного кредитования. В развитие антикризисных программ государство, бизнес-сообщество и население сосредоточат внимание на опережающем образовании, способствующем переобучению кадров, повышению уровня их квалификации.

Продолжится реализация приоритетного национального проекта "Образование".

Реализация приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО) в 2011 - 2013 гг. будет осуществляться по следующим четырем направлениям:

обеспечение доступности дошкольного образования;

достижение стратегических ориентиров, заявленных в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа";

развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний;

развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Целью направления "обеспечение доступности дошкольного образования" определена разработка и внедрение моделей муниципальных систем дошкольного образования. Доля детей от 1 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, к 2013 году составит 85%, против 76% в 2011 году.

Доля детей от 1 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общего числа детей, нуждающихся в получении такого образования, к 2013 году достигнет 90%, против 80% в 2011 году.

Доля детей, получающих дошкольное образование в иных формах (в том числе в негосударственных образовательных учреждениях, семейных группах, у индивидуальных предпринимателей и др.), в общей численности детей, получающих дошкольное образование, к 2013 году достигнет 9% против 5% в 2011 году.

Целью направления "достижение стратегических ориентиров", заявленных в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", определена реализация задач по созданию новой школы как одного из институтов опережающего развития, доступной для детей с разными возможностями здоровья, школы, позволяющей раскрыть способности каждого ученика.

Доля муниципальных образований, в которых созданы условия, обеспечивающие современное качество образования, к 2013 году достигнет 60% против 40% в 2011 году.

Увеличится доля обучающихся в современных условиях от общей численности обучающихся по основным программам общего образования и к 2013 году достигнет уровня 80% против 60% в 2011 году.

На базе 6 университетов будет сформирована система взаимодействия ведущих университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков.

Численность школьников, обучающихся по индивидуальным образовательным программам на базе ведущих вузов, составит 6 тыс. человек в год.

Доля детей-инвалидов, получающих общее образование с использованием дистанционных образовательных технологий, составит к 2013 году 90% от общего числа детей-инвалидов против 75% в 2011 году.

Доля обучающихся в образовательных учреждениях, обеспеченных сбалансированным горячим питанием, составит 75% против 65% в 2011 году.

Целью направления "развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний" определено формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе совершенствования образовательного и научно-исследовательского процессов, инновационной деятельности по широкому спектру направлений с целью интегрированного кадрового и научного обеспечения масштабных проектов и программ федерального и (или) регионального уровней.

Доля граждан, поступивших в ведущие университеты по образовательным программам высшего профессионального образования по ступени "магистр" и послевузовского профессионального образования очной формы обучения, в общей численности обучающихся достигнет в 2013 году 45%, против 30% в 2011 году.

Доля выпускников ведущих университетов очной формы обучения по приоритетным направлениям научно-технического развития страны достигнет 20%, против 10% в 2011 году.

Доля иностранных граждан в общем контингенте студентов ведущих университетов, обучающихся по очной форме обучения на условиях полного возмещения затрат, достигнет к 2013 году 5,7%, против 4,8% в 2011 году.

Целью направления "развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании" является создание системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам, в том числе включение образовательных учреждений в систему комплексного электронного мониторинга; переход к оказанию государственных услуг в сфере образования в электронном виде.

В результате реализации указанного направления ПНПО количество услуг, оказываемых государственными органами власти системы образования в электронном виде, к 2013 году составит 12% против 3% в 2011 году.

Доля образовательных учреждений, включенных в систему постоянного мониторинга, составит к 2013 году 40% против 5% в 2011 году.

В результате реализации комплексной модернизации сферы образования предусматривается обеспечение повышения качества и доступности образования для всех категорий граждан, увеличение доли граждан, обучающихся в современных условиях, развитие систем дистанционного образования, использование современных информационных технологий и образовательных ресурсов, обновление кадрового потенциала образовательных учреждений, увеличение инновационной составляющей развития высшего профессионального образования, увеличение доли граждан, ежегодно повышающих свою квалификацию, повышение участия работодателей в государственном регулировании развития сферы образования.

В целом по сфере образования с учетом современной экономической ситуации будет продолжена оптимизация бюджетных расходов, позволяющая сохранить финансирование всех основных направлений системы образования не ниже уровня 2010 года.

Финансовое обеспечение направлений приоритетного национального проекта "Образование" в предельных объемах бюджетных ассигнований предусмотрено в соответствии с программой его реализации, одобренной на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол заседания от 2 июля 2010 г. N 33), с учетом частичного ее обеспечения в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (проект) и федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы.