Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Здравоохранение

В отрасли "Здравоохранение" запланирована реализация мер по обеспечению модернизации системы здравоохранения, более эффективному использованию имеющихся финансово-материальных ресурсов.

В период 2011 - 2012 гг. будут реализованы мероприятия по модернизации системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации в рамках реализации региональных программ, финансовое обеспечение которых предполагается за счет средств обязательного медицинского образования (далее - ОМС): укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранении, обеспечение дополнительных государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам.

В 2011 - 2012 гг. в рамках проводимой реформы в системе здравоохранения создается резерв средств за счет увеличения на 2% страхового тарифа, средства которого с 2013 года будут направлены на модернизацию здравоохранения.

Развитие здравоохранения осуществляется в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" и карт проектов "Формирование здорового образа жизни" и "Сохранение и укрепление здоровья населения, развитие здравоохранения".

На состояние системы здравоохранения в среднесрочной перспективе окажут влияние следующие факторы:

рост потребности в финансировании программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, обусловленный, с одной стороны, усложнением медицинских технологий, с другой - возможным ростом цен на товары и услуги;

рост частоты отдельных групп заболеваний, тяжесть течения заболеваний, обусловленная социальными и экологическими факторами;

повышение доли лиц старше трудоспособного возраста, которое будет способствовать росту расходов общества на медицинскую помощь и медико-социальное обслуживание.

В среднесрочной перспективе предполагается решение следующих проблем системы здравоохранения: недостаточный уровень материально-технического оснащения медицинских учреждений, недостаточная квалификация части медицинского персонала, неразвитость системы непрерывного медицинского образования, низкая эффективность существующей системы обязательного медицинского страхования, недостаточное развитие оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи населению.

Продолжится работа по совершенствованию нормативной базы, направленной на повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи.

Задача предоставления качественной медицинской помощи населению на всей территории Российской Федерации будет решаться по следующим направлениям.

Первое - эффективное исполнение публичных обязательств государства по оказанию бесплатной медицинской помощи населению.

Второе - осуществление структурных преобразований в здравоохранении, направленных на совершенствование организационно-правовых форм организаций здравоохранения, укрепление механизмов государственно-частного партнерства, выделение стимулирующего компонента в дотациях субъектам на выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ ОМС.

Третье - лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений.

Первое направление - эффективное исполнение публичных обязательств государства по оказанию бесплатной медицинской помощи - будет обеспечено постепенным повышением государственных расходов на здравоохранение (в умеренно-оптимистичном варианте развития они увеличатся к 2013 году до 4,8% ВВП против 3,6% в 2010 году), а также реформированием системы обязательного медицинского страхования.

При реализации законопроекта "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" будут предусмотрены механизмы реализации права граждан на выбор страховой медицинской организации, медицинской организации и врача.

К 2013 году предстоит внедрить преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения и осуществить поэтапный переход на оплату медицинской помощи по всем статьям расходов за счет средств обязательного медицинского страхования. Для медицинских организаций всех видов собственности будут обеспечены равные возможности участия в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Получат развитие механизмы, обеспечивающие солидарный принцип в обязательном медицинском страховании.

Предусматривается создание механизмов налогового стимулирования работодателей и граждан, способствующих развитию добровольного медицинского страхования. Доля населения, имеющего договоры добровольного страхования, увеличится до 8% к 2013 году.

Эффективное исполнение обязательств государства по оказанию бесплатной медицинской помощи также обеспечивается:

созданием к 2013 году единой системы персонифицированного учета объемов оказанной медицинской помощи, которая в долгосрочной перспективе станет основой для стратегического планирования финансирования публичных обязательств государства в сфере здравоохранения с определением минимального страхового платежа для каждой категории населения;

изменением системы финансирования лечебно-профилактических учреждений. Финансирование по смете расходов будет постепенно замещаться системой оплаты объемов оказанной медицинской помощи, исходя из нормативов финансовых затрат, рассчитанных на основе единых стандартов медицинской помощи;

улучшением кадрового потенциала отрасли за счет увеличения обеспеченности врачами-терапевтами участковыми на 10 тысяч населения с 3,5 в 2010 году до 3,6 в 2013 году, врачами-педиатрами участковыми - с 10 в 2010 году до 10,4 в 2013 году, врачами общей практики - с 0,7 в 2010 году до 1,3 в 2013 году (в 1,9 раза). Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тысяч населения возрастет с 108,6 в 2010 году до 112,7 в 2013 году. Соотношение врачебных должностей и среднего медицинского персонала к 2013 году будет 1:2,7.

Для развития высокотехнологичной медицинской помощи необходимо создать стимулы и условия для переоснащения учреждений здравоохранения, оказывающих специализированную (в том числе высокотехнологичную) медицинскую помощь, и освоения ими новых медицинских технологий.

В рамках оптимизации структуры и расположения учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, с целью повышения ее территориальной доступности будут введены в действие федеральные центры высоких медицинских технологий и современные перинатальные центры в различных регионах Российской Федерации.

Уровень обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью планируется довести в 2013 году до 86% от потребности.

С целью сохранения параметров рождаемости планируется увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи по лечению бесплодия в браке с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий. Увеличение объемов финансирования оказания медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий повысит доступность данного вида помощи и будет способствовать повышению рождаемости на 30% от числа пролеченных с использованием вспомогательных репродуктивных технологий.

В целях обеспечения стабильности эпидемической ситуации по заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, будут осуществляться меры по поддержанию высоких уровней охвата населения профилактическими прививками в рамках Национального календаря профилактических прививок, поддержанию статуса Российской Федерации как территории, свободной от полиомиелита, реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации. В целях совершенствования Национального календаря профилактических прививок запланировано расширение перечня инфекций, против которых будут осуществляться профилактические прививки, в первую очередь за счет включения прививок против гемофильной инфекции. В 2011 году предусмотрено введение новой вакцинации против гемофильной инфекции 330 тыс. детей в возрасте до 1 года, относящихся к группам повышенного риска. Ежегодная иммунизация детей против гемофильной инфекции позволит предотвратить развитие тяжелых форм менингитов и пневмоний и сохранить жизни около тысячи детей.

Продолжатся мероприятия по профилактике, диагностике и совершенствованию специализированной медицинской помощи при ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов B и C. Ежегодно планируется обследование не менее 22 млн. человек с целью выявления инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, включая их лечение и профилактику. Особое внимание будет уделяться обеспечению эффективной химиопрофилактики передачи вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) от матери ребенку, что будет способствовать рождению детей, свободных от ВИЧ. Будет продолжена работа по организации эффективной и безопасной системы транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов, совершенствование диагностики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, по поставке диагностического оборудования в учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Реализация второго направления - осуществление структурных преобразований в здравоохранении - предполагается через изменение структуры медицинской помощи, расширение организационно-правовых форм медицинских учреждений, механизмы государственно-частного партнерства и развитие рынка добровольного медицинского страхования.

За счет укрепления первичного сектора здравоохранения прогнозируется снижение на 4,1% показателя обеспеченности больничными койками на 10 тысяч населения с 106,8 в 2010 году до 103,9 в 2013 году. С целью повышения эффективности использования коечного фонда в стационарном звене здравоохранения предусматривается распределение коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса, а также развитие восстановительного лечения и долечивания в условиях санаторно-курортных учреждений. Предполагается развивать дневные стационары, в которых обеспеченность местами на 10 тысяч населения возрастет на 20,7% (с 14,5 в 2010 году до 17,5 в 2013 году).

Произойдет увеличение доли медицинских организаций всех форм собственности, участвующих в оказании медицинской помощи населению, что будет способствовать созданию конкурентного рынка медицинских услуг. До 2013 года большая часть вновь создаваемых учреждений здравоохранения, обеспечивающих граждан бесплатной медицинской помощью, будет создаваться в форме бюджетных и автономных учреждений.

Предполагается развитие государственно-частного партнерства как один из основных механизмов привлечения частных инвестиций в сферу здравоохранения. До 2013 года опыт успешного взаимовыгодного государственно-частного партнерства будет распространяться в основном на довольно регламентированные виды медицинской помощи, такие как инструментальное обследование и лечение отдельных нозологических форм (клинико-лабораторное обследование, гемодиализ). На основе успешных моделей будет отрабатываться нормативная правовая база государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.

Третье направление - лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений.

Продолжится совершенствование системы ценообразования на лекарственные средства, закупаемые для государственных и муниципальных нужд, с учетом мер государственного регулирования цен на лекарственные средства. Это позволит обеспечить на рынке баланс дорогостоящих и недорогих лекарств.

Продолжится реализация государственных программ по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан.

Предстоит реализовать комплекс мер по поддержке отечественных фармацевтических производителей. В этой связи разрабатывается проект федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 года и на дальнейшую перспективу", реализация которой предусмотрена с 2011 года.

Постепенно будут возрастать частные расходы на здравоохранение, их доля в ВВП увеличится с 2,3% в 2010 году до 2,6% к 2013 году. Увеличение частных расходов будет происходить в основном за счет добровольного медицинского страхования, лекарственного обеспечения и платных медицинских услуг.

В результате к концу прогнозного периода российское здравоохранение будет характеризоваться:

оптимизируемой структурой первичного звена здравоохранения;

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2011 N 364 утверждена Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

единым информационным пространством в сфере здравоохранения на основе созданной к 2013 году единой системы персонифицированного учета объемов оказанной медицинской помощи;

сформированной сетью современных центров высоких медицинских технологий по профилям (сердечно-сосудистая хирургия, травматология, ортопедия и эндопротезирование, трансплантология, нейрохирургия, репродуктивные технологии). Это позволит последовательно повышать уровень удовлетворения потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи с 10 - 20% в настоящее время до 70% к 2013 году.

Решение перечисленных задач обеспечит к 2013 году снижение показателя младенческой смертности до 8 на 1000 родившихся живыми (в 2010 году - 8,5), материнской смертности - до 20,5 на 100 тысяч родившихся живыми (в 2010 году - 21,5). Смертность от различных заболеваний планируется снизить в среднем с 14,7 на 1000 человек населения в 2010 году до 13 в 2013 году, в том числе от болезней системы кровообращения (с 833 до 680 случаев на 100 тысяч населения), от несчастных случаев, отравлений и травм (с 165 до 110 - 20 случаев на 100 тысяч населения). Средняя продолжительность жизни с хронической патологией после установления заболевания возрастет с 12,5 до 14,5 - 14,7 лет.

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" составит в 2011 г. 134,9 млрд. рублей, в 2012 г. - 139,5 млрд. рублей, в 2013 г. - 100,5 млрд. рублей.

Снижение объемов бюджетных ассигнований в 2013 году на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" обусловлено особенностью планирования бюджетных ассигнований на 2011 - 2013 гг. с учетом предстоящего реформирования здравоохранения.