Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Производство основной продукции, %

┌──────────────────────┬──────┬──────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┬───────────┐

│Наименование продукции│ 2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │ 2013 │2013 к 2009│

│ │отчет │оценка├───────┬──────┼───────┬──────┼──────┬───────┼─────┬─────┤

│ │ │ │ 1b │ 2b │ 1b │ 2b │ 1b │ 2b │ 1b │ 2b │

├──────────────────────┼──────┴──────┴───────┴──────┴───────┴──────┴──────┴───────┴─────┴─────┤

│Производство │ 62,8 127,0 111,2 112,3 110,7 113,4 113,2 116,4 177,0 188,3│

│транспортных средств и│ │

│оборудования │ │

│ │ │

│Электровозы │ 88,9 109,1 107,5 109,5 108,1 109,4 109,9 112,2 139,3 146,6│

│магистральные │ │

│ │ │

│Вагоны грузовые │ 55,4 182,6 102,2 103,8 103,0 104,4 103,8 106,9 199,5 211,5│

│магистральные │ │

│ │ │

│Вагоны пассажирские │ 65,9 107,0 111,9 113,3 113,1 115,9 115,1 118,3 155,9 166,2│

│магистральные │ │

│ │ │

│Автомобили грузовые, │ 91,0 112,0 127,0 129,0 146,0 151,0 169,0 181,0 │

│тыс., шт. │ │

│ │ │

│Автомобили грузовые │ 35,8 122,4 113,5 115,2 114,6 117,3 116,2 119,9 185,1 198,4│

│ │ │

│Автомобили легковые, │597,0 932,0 1030,0 1091,0 1191,0 1346,0 1352,0 1596,0 │

│тыс. шт. │ │

│Автомобили легковые │40,6 156,2 110,6 117,1 115,6 123,4 113,5 118,6 226,7 267,6│

└──────────────────────┴──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

В 2013 году по сравнению с 2009 годом предполагается увеличение производства транспортных средств и оборудования на 77,0 - 88,3 процента.

Такую динамику обусловят следующие факторы, определяющие развитие основных сегментов данного сектора машиностроительного комплекса:

в части автомобильной техники:

Основным фактором развития производства автомобильной техники в Российской Федерации в среднесрочной перспективе будет являться эффективность реализации инвестиционных проектов по созданию новых конкурентоспособных производств (при участии ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "Группа "ГАЗ", ОАО "КАМАЗ" и ОАО "СОЛЛЕРС") в рамках реализации стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, при этом в зависимости от эффективности будет определяться величина дополнительного прироста объемов производства автомобильной техники.

В качестве сопутствующих факторов развития производства могут быть также рассмотрены:

частичное восстановление спроса на автомобильную технику, связанное как с осуществлением мер государственной поддержки стимулирования спроса на автомобильную технику (субсидирование процентных ставок на приобретение легковых автомобилей, проведение эксперимента по субсидированию покупки новых отечественных легковых автомобилей взамен утилизации старых, осуществление государственных закупок автомобильной техники для государственных и муниципальных нужд), так и ростом реальных располагаемых доходов населения, улучшением условий кредитования и лизинга;

реализация мер таможенно-тарифного регулирования рынка автомобильной техники;

сокращение до нормативных значений в 2010 году объемов запасов промышленной продукции обеспечит опережающие темпы роста производства;

увеличение объемов поставок автомобильной техники на рынки стран - участников Таможенного союза;

увеличение отпускных цен на сырье, материалы и комплектующие.

Кроме того, дополнительный рост объемов производства также может быть обусловлен реализацией дополнительных проектов по стимулированию обновления российского автомобильного парка (в том числе в рамках реализации механизма по утилизации грузовых автомобилей и автобусов), совершенствованием механизмов реализации проектов по "промышленной сборке" в части повышения уровня локализации совместных предприятий, интенсификацией процессов организации на территории Российской Федерации производства автомобильных комплектующих.

Указанные факторы в совокупности обусловят увеличение объемов производства легковых автомобилей в 2013 году относительно уровня 2009 года на 126,7 - 167,6%, грузовых автомобилей - на 85,1 - 98,4 процента.

в части железнодорожной техники:

увеличение инвестиционных программ ОАО "РЖД" (в частности увеличение закупок тяглового подвижного состава в 2013 году относительно 2009 года составит 27,2% в денежном выражении), ОАО "ФПК", ОАО "ПГК", ОАО "ВГК" и частных перевозчиков, обусловленное, в свою очередь, ростом объемов грузооборота (увеличение в 2013 году по сравнению с 2009 годом на 15,5%), а также реализацией проектов по обновлению парка подвижного состава;

развитие производства продукции с использованием импортных и произведенных на совместных предприятиях комплектующих, вызванного необходимостью создания новых конкурентоспособных видов транспортных средств и оборудования, в том числе для реализации проектов высокоскоростного железнодорожного транспорта.

При этом в качестве дополнительных факторов, влияющих на улучшение динамики развития производства железнодорожной техники, могут рассматриваться снижение динамики индексации тарифов на железнодорожные перевозки, предоставление субсидий из федерального бюджета предприятиям транспортного машиностроения на цели техперевооружения, интенсификация процессов обновления парка железнодорожной техники;

в части авиастроения:

оказание государственной поддержки предприятиям авиастроения как в сфере стимулирования спроса (закупка воздушных судов для нужд Минобороны России, субсидирование лизинговым компаниям и авиакомпаниям части затрат, направленных на приобретение воздушных судов российского производства), так и в области поддержки производственной деятельности и реализации инвестиционных проектов (увеличение уставных капиталов ключевых предприятий сектора, в том числе ОАО "НПО Сатурн", ОАО "ОАК", предприятий ОАО "ОПК "Оборонпром", реализация ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" в рамках финансирования, предусмотренного паспортом программы, субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на техперевооружение предприятий отрасли).

Влияние данных факторов будет способствовать увеличению доли Российской Федерации на мировом рынке самолетов гражданского назначения к 2013 до 2%, вертолетов - до 5% (в 2009 году 1% и 4,2% соответственно), выходу на безубыточный уровень производства гражданских самолетов, повышению рентабельности производства вертолетов, двигателей и самолетов государственного назначения.

При этом в качестве дополнительных факторов, влияющих на улучшение динамики развития производства авиационной техники, могут рассматриваться: внедрение системы финансирования продаж авиационной техники (аналог системы PROEX), расширение государственной поддержки развития путем увеличения объемов финансирования ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года", направленное на реализацию перспективных проектов в области самолето-, вертолето-, двигателе-, приборо-, агрегатостроения.

в части судостроения:

реализация мер государственной поддержки по стимулированию спроса на отечественную морскую и речную технику, обеспечение потребностей Минобороны России в судостроительной продукции военного назначения, строительство судов для освоения ресурсов континентального шельфа, обновление существующего парка морской техники, развитие лизинга в сфере судостроения, установление тарифных и нетарифных мер регулирования российского рынка морской и речной техники, а также комплектующих, необходимых для ее производства.

Указанные выше факторы обеспечат увеличение объемов военного и гражданского кораблестроения, которые к 2013 году составят более 25 тыс. т и 155 тыс. тонн водоизмещения (в 2009 году 15 тыс. т и 105 тыс. тонн водоизмещения соответственно).

При этом в качестве дополнительного фактора, влияющего на улучшение динамики развития производства в судостроении, может быть выделено обеспечение приоритетности закупок отечественной судостроительной техники государственными заказчиками, субъектами естественных монополий и другими организациями, находящимися в сфере государственного регулирования и управления, и финансирование ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 годы" в соответствии с паспортом программы.

в части космической техники:

осуществление космической деятельности (в том числе в рамках Федеральной космической программы России на 2006 - 2015 годы) приведет к увеличению запусков космических аппаратов и, соответственно, росту объемов производства ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов социально-экономического, научного и военного назначения.

В качестве рисков, обуславливающих возможность сдерживания развития производства транспортных средств и оборудования, могут быть отмечены:

отсутствие значимых улучшений на рынке кредитования и лизинга и, соответственно, снижение объемов продаж транспортных средств (особенно в части грузовых автомобилей);

стагнация производства секторов оборонно-промышленного комплекса, связанная в том числе с сокращением объемов государственного оборонного заказа в 2009 - 2010 годах.

Реализация протекционистских мер таможенно-тарифного регулирования в отношении отечественных производителей в совокупности с реализацией мер Правительства Российской Федерации по стимулированию спроса на продукцию российского производства будут способствовать в среднесрочной перспективе увеличению доли продукции отечественного производства на внутреннем рынке по всем группам товаров.

Так, например, вследствие продления действия повышенных ставок ввозных таможенных пошлин, а также принятия решений по стимулированию спроса на автомобильную технику предполагается сокращение доли импортных легковых автомобилей с 51% (в натуральном выражении) в 2009 году до 39% в 2013 году, грузовых автомобилей - с 25% (в натуральном выражении) до 23% соответственно, в основном за счет развития сборочных производств на территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что возможное укрепление курса рубля будет оказывать сдерживающее влияние на увеличение доли машин и оборудования российского производства на внутреннем рынке.