Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Энергетическое машиностроение

В 2004 - 2009 гг. отечественное энергомашиностроение последовательно наращивало годовые объемы производства. Тенденция роста производства котлов паровых отмечается начиная с 2004 года. При этом вследствие длительного цикла изготовления выпускаемого оборудования большой единичной мощности годовые объемы производства энергомашиностроения характеризуются неравномерностью.

Индекс производства турбин в 2009 году составил 96,3 процента. Индекс производства паровых котлов в 2009 году составил 105,7 процентов.

В 2010 году производство основных видов продукции энергетического машиностроения к уровню 2009 года составит по турбинам паровым - 230,6%, турбинам газовым - 67,9%, турбинам гидравлическим - 120,5% и котлам паровым - 169,5 процента.

Основными среднесрочными факторами, ограничивающими развитие отечественного энергомашиностроения, являются:

разомкнутость цикла инновационного развития отрасли, причем основной причиной этого является резкое сокращение взаимодействия электроэнергетики и энергомашиностроения в части постановки целевых ориентиров развития отрасли, создания нового энергетического оборудования и серийного тиражирования электростанций на его основе;

нехватка производственных мощностей в условиях ожидаемого в долгосрочной перспективе роста спроса на продукцию энергомашиностроения;

большая номенклатура и, как следствие, малая серийность выпуска, сопровождающаяся высокими удельными затратами на подготовку и производство продукции;

техническое отставание в ряде сегментов, прежде всего в части газотурбинных энергоустановок большой мощности и в производстве оборудования для угольной генерации;

недостаток инвестиций, включая государственные, в НИОКР на создание высокоэффективного энергетического оборудования в условиях больших сроков и стоимости разработки новых технологий и их освоения до состояния промышленного продукта;

наличие сильных зарубежных конкурентов на рынке;

ограниченные возможности сопряженных секторов экономики (металлургии, производства генераторов, строительного комплекса);

нехватка квалифицированных кадров.

Конкурентными преимуществами энергетического машиностроения являются:

масштабный рост спроса на продукцию энергомашиностроения на отечественном рынке в долгосрочной перспективе вследствие необходимости активного обновления и увеличения производственных мощностей в электроэнергетике;

мощный потенциал роста, связанный с реализацией экспортного потенциала отрасли;

заинтересованность государства в развитии отрасли при существенном присутствии отечественного капитала, связанная с вопросами обеспечения энергетической безопасности (в стадии формирования находятся проект Стратегии развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года и проект концепции подпрограммы "Развитие силовой электротехники и энергетического машиностроения" на 2011 - 2015 годы (далее - проект концепции Подпрограммы), ФЦП "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы).