Все новости
Сегодня
ФНС собрала обзор налоговых споров ВС РФ и КС РФ за III квартал
Сегодня
"Важнейшая практика по статье": новое за ноябрь
Сегодня
Минпросвещения обновляет показатели эффективности подведомственных вузов с 16 декабря 2025 года
Сегодня
Суды не согласились с увольнением за прогул работника, который представил справку вместо больничного
Сегодня
Энергосбережение: требования к лампам и светильникам действуют до 1 сентября 2028 года
Сегодня
Лечение гидроцеле и сперматоцеле у детей: появились клинические рекомендации
8 декабря
РСВ: налоговики подготовили изменения к форме, формату и порядку заполнения
8 декабря
Суд: недвижимость до госрегистрации учреждения должны отражать на забалансовом счете 01
8 декабря
Через приложение Госуслуг можно будет предъявлять данные большего числа документов – проект Минцифры
8 декабря
Суд обязал инспекцию заплатить проценты с налога на прибыль, взысканного по отмененному требованию
8 декабря
Должность не предложили при сокращении из-за доптребований к стажу – суды поддержали работодателя
8 декабря
Что ждет в 2026 году специалиста по закупкам в рамках Закона N 223-ФЗ
8 декабря
Важные новости для юриста за неделю с 1 по 5 декабря
8 декабря
Важные новости для бухгалтера за неделю с 1 по 5 декабря
8 декабря
С 14 декабря продлевать срок службы радиационных источников нужно по новым правилам
8 декабря
Лекарства и медизделия в спорах об оплате помощи по ОМС: интересная практика за 2024 - 2025 годы
6 декабря
Подтверждать страну ряда медизделий и лекарств через СТ-1 разрешат и в 2026-м: проект Минпромторга
6 декабря
Минтруд подготовил перечень работ, запрещенных для лиц до 18 лет
6 декабря
Бухгалтерская отчетность: Минфин обновил ФСБУ 4/2023
6 декабря
Вход на Госуслуги по СМС станет невозможен
5 декабря
Минцифры пополнило "белый список" сайтов, доступных даже при отключениях мобильного интернета
5 декабря
Бухотчетность бюджетных и автономных учреждений: Минфин упростил заполнение ряда форм
5 декабря
Ипотека как обеспечение по цифровым финансовым активам: поправки о ее регистрации внесены в Госдуму
5 декабря
Установку видеокамер нельзя оплачивать за счет ОМС, решил суд
5 декабря
Пособие по больничному рассчитали из зарплаты по внешнему совместительству – суд не увидел нарушения
5 декабря
Перевод денег за рубеж для граждан РФ и дружественных стран: ЦБ РФ снимает ограничения с 8 декабря
5 декабря
Себорейный кератоз: опубликованы клинические рекомендации
5 декабря
Строительство: сведения о работниках и договорах членов СРО станут публичными
5 декабря
Лицензии на работы в сфере геодезии и картографии начнут выдавать в 2 раза быстрее
5 декабря
Суд напомнил: работодатель должен компенсировать расходы на медосмотр даже непринятому соискателю
5 декабря
Нюансы заполнения планов-графиков при госзакупках в 2025 году за счет ЛБО 2026 года: информация ЕИС
4 декабря
Новшества в сфере оказания услуг гостиниц и других средств размещения заработают с 1 марта 2026 года
4 декабря
Фонд в решении по проверке указал филиал – суд счел это опечаткой и оставил доначисление в силе
4 декабря
Проценты, полученные физлицом по договору займа, облагают НДФЛ, а не НПД, подтвердил суд
4 декабря
Определены электронные документы, которые подтвердят легальность производства и оборота алкоголя
4 декабря
Наставничество и сроки отработки для выпускников-медиков: Минздрав скорректировал проекты
4 декабря
Инвентаризация расчетов и обязательств учреждения в 2025 году: важные моменты и новые документы
4 декабря
Размещение информации об учреждении на www.bus.gov.ru: проект о штрафах принят в первом чтении
4 декабря
Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за сентябрь – октябрь 2025 года
4 декабря
Минфин объяснил, что понимается под периодом действия предельных цен для целей нормирования закупок
4 декабря
Обязательная передача сведений о маркировке радиоэлектроники начнется с 1 мая 2026 года
10 марта 2021

Нарушения в сфере рекламы и ответственность за них: ответы из практики за 2019 – 2021 годы

Каждому бизнесу для активного продвижения нужна реклама. Выясним, когда ее признают ненадлежащей из-за скрытых условий, можно ли включать согласие на рекламные рассылки в договор, стоит ли рассчитывать на смягчение ответственности в суде. Разобраться в деталях поможет недавняя судебная практика.

Согласие в договоре

Зачастую в договоры об оказании тех или иных услуг включают условие о том, что потребитель готов получать рекламные рассылки. Сможет ли он доказать вынужденность такого согласия?

Встречается практика, когда суды отмечают: у гражданина есть выбор — соглашаться с таким условием или нет. Решение не влияет на возможность заключить договор и получить услуги. Выраженное в договоре согласие на рекламу признавали добровольным, например, АС Уральского округа, АС Волго-Вятского округа.

Однако есть и иные случаи. В одном из них среди условий тест-драйва автомобиля указали: подписывая договор, клиент соглашается получать рекламные рассылки. Согласие действует 5 лет и каждый раз автоматически продлевается на такой же срок.

Суды признали согласие ненадлежащим, так как:

  • клиент не мог отказаться от рекламных рассылок, ведь, только приняв условия тест-драйва, можно было получить услугу;
  • автомобиль предоставляли всего на час и договор прекратил действовать в тот же день.

За рекламное СМС этому клиенту общество оштрафовали на 100 тыс. руб. Подход устоял в АС Московского округа.

Часть условий на сайте

Гражданин получил от банка СМС с рекламой финуслуги. Акцент сделали на привлекательных условиях, например на том, что доход составит до 7,5% годовых. В рекламе не было информации о сроке и сумме вклада, условий получения заявленной ставки и др. Зато была гиперссылка на сайт банка, где указаны все подробности.

УФАС признало банк нарушителем Закона о рекламе. Во-первых, СМС направили без предварительного согласия гражданина. Во-вторых, умолчали про часть условий, которые влияют на доход потребителя услуги.

Банк попытался оспорить решение в суде, но безуспешно. В частности, суды первой и апелляционной инстанций отметили: наличие гиперссылки не означает, что до потребителя доведены все условия рекламируемой услуги.

Так, СМС с гиперссылкой предполагает, что абоненту нужно по ней перейти. Однако, может быть, у него на телефоне нет для этого технической возможности либо в тарифный план не входит пользование интернетом. Вдобавок при переходе по ссылке тратятся время и деньги (за трафик).

Кассация поддержала выводы нижестоящих судов.

Нечитаемые условия

Порой реклама формально содержит все необходимые условия, но часть из них сложна для восприятия (мелкий шрифт, цветовая гамма и др.). Суды в таких случаях продолжают применять подход ВАС РФ: нечитаемая информация считается отсутствующей, а реклама — ненадлежащей.

Нарушителям-юрлицам грозит один из штрафов:

Казалось бы, принцип понятен, однако на практике то и дело возникают новые споры. Например, в июне 2019 года и в сентябре 2020 года подобные случаи доходили до ВС РФ. Он не направлял дела на пересмотр, тем самым подтверждая сложившийся подход. Если часть информации представлена трудным для восприятия способом, это говорит о недобросовестности рекламы.

Нюансы встречаются в недавней практике окружных судов. Множество споров касается рекламных конструкций возле проезжей части (АС Северо-Кавказского округа, АС Дальневосточного округа, АС Северо-Западного округа и др.).

Такая реклама рассчитана в основном на водителей и пассажиров транспорта. Суды подчеркивали, что время считывания информации при этом ограничено. Потребители "выхватывают" часть условий крупным шрифтом, а информация мелким шрифтом недоступна.

Выходит, важным критерием для оценки читаемости рекламы выступало место ее размещения. Наряду с этим, признавая рекламу ненадлежащей, суды учитывали следующее:

  • соотношение размеров шрифта (к примеру, процентная ставка напечатана в 10 раз крупнее, чем условия кредита);
  • цветовые решения (например, бледно-серый текст на светлом фоне);
  • изменение освещенности (в частности, нет ночной подсветки).

Есть интересный пример, когда рекламодателю все же удалось выиграть спор. Реклама кредита была расположена возле проезжей части. УФАС, а вслед за ним суды первой и апелляционной инстанции обратили внимание на нечитаемый мелкий шрифт и признали рекламу ненадлежащей.

АС Центрального округа с ними не согласился. Ему не хватило объективных доказательств того, что реклама содержала нечитаемые условия. Он также отметил: оценивать читаемость нужно не с позиции участников дорожного движения, а с точки зрения рядового потребителя.

При новом рассмотрении нарушение признали недоказанным.

Отмена, замена и снижение штрафа

В спорах о "рекламных" нарушениях суды могут пойти навстречу компаниям и освободить их от ответственности или снизить ее.

Есть недавние примеры, когда срабатывала ссылка на малозначительность нарушения:

  • от штрафа на сумму 100 тыс. руб. освободили общество, которое распространило рекламу жилого комплекса без сведений о месте размещения проектной декларации;
  • от штрафа размером 101 тыс. руб. освободили кооператив, который в рекламе указал обещанную доходность выше допустимой по закону;
  • от штрафа величиной 200 тыс. руб. освободили учреждение, которое транслировало по радио рекламу без предварительного сообщения о ее начале и без указания категории информационной продукции.

Порой удается добиться замены штрафа на предупреждение. Такой пример можно найти у АС Западно-Сибирского округа. Спор касался рекламы медуслуг. В ней не предупредили о противопоказаниях и о том, что нужно ознакомиться с инструкцией и проконсультироваться со специалистом.

Еще один подобный случай встретился в практике 14-го ААС. Компания разместила ненадлежащую рекламу финуслуг: в ней не было информации о том, кто оказывает эти услуги. При замене наказания на предупреждение суд первой инстанции учел, что спорная реклама уже удалена. Апелляция с решением согласилась.

Иногда суды уменьшают размер штрафа, который назначило УФАС. Примеры есть в практике АС Северо-Западного округа, АС Уральского округа, АС Западно-Сибирского округа.

Связанные новости